За десятилетия товарного изобилия мы худо-бедно научились отличать качественный продукт от замаскированного гнилья. Но перед изобилием информационным все еще остаемся наивно-беззащитными, как туземцы, отдающие за стеклянные бусы «землю, воду и свободу».
Задеть струну
Сила информации в том, что она задевает важную струну в душе. А какая душа – такие и струны.
Начнем с того, что вроде бы не имеет отношения к медиа – с телефонного мошенничества. В прошлом году доход криминальной отрасли превысил 14 миллиардов рублей, в нынешнем, судя по тенденциям, «урожай» окажется не менее солидным. При этом, считай, все российские заборы обклеены инструкциями о том, как распознать злодея в трубке.
Злодеи берут на дремучесть, простительную лишь в особых случаях, а также на жадность и тщеславие. Но есть интересная деталь: одна из самых популярных схем (в целом их более двух десятков) «родственник попал в ДТП», типичная жертва – пожилой человек. Причина не только в ослабшем здоровье и в неискоренимых привычках ушедшей эпохи, когда, например, считалось неприличным не отвечать на телефонные звонки и следовало верить газетам, телевизору и всему, что говорится от имени государства… Схема работает, поскольку она обращена преимущественно к людям другого – исчезающего склада, для которых естественнее отдать – в том числе последнее, – чем взять.
Продвинутая родня назойливо инструктирует бабушку посылать всех, кто предлагает ей кредиты, спасает ее банковский счет от хакеров, радует выигрышем в какой-то там акции и т. д.
Бабушка, надо отдать ей должное, посылает. Но когда в трубке захлюпает голосок, очень похожий на внучкин (жулье ведь тоже профессионально растет), и расскажет, что переходила она дорогу в неположенном месте, а девушка на машине, чтоб ее не сбить, врезалась в столб, и ей нужна операция на восемьсот тыщ, и еще она беременная была и ребенка потеряла, «а у меня самой два ребра сломано, из больницы звоню, и вот тут рядом добрый следователь стоит, обещает все уладить до суда, только помоги, родненькая, сколько можешь, я отдам…».
И – поплыла бабушка. Два часа, как сомнамбула, слушает «следователя», пишет под диктовку «заявление в прокуратуру», потом достает из комода «похоронные», которые много лет с пенсии откладывала, и отдает «нашему сотруднику».
Чуть позже, узнав, что обманута, бабушка испытывает приступ горя. Который сменяет приступ радости – внучка-то в полном порядке, и с этим блистательным фактом никакие деньги не сравнятся, даже последние. А что «похоронные» сперли – значит, долго жить придется… Как говорил известный персонаж, «сразу видно человека из раньшего времени, Шурочка!».
Теперь переводим этот эпизод в более подходящую терминологию. То, что называют телефонным мошенничеством, – один из видов информационной диверсии. Бабушку следует относить к косвенным военным потерям уже потому, что 95 % звонков поступает с Украины, где действует более 800 колл-центров, специализирующихся на изъятии денег у российского населения. Недавно одна из интернет-газет сообщила об очередном массовом наборе сотрудников в Днепропетровске, Харькове, Запорожье. Требуются крепкий русский язык без малейшего акцента и, разумеется, ненависть к врагу, т. е. к нам. Наше доморощенное дурачье – лишь вспомогательный персонал.
Деньги в работе таких диверсионных подразделений – только приятный бонус, поскольку основная задача – расшатать нервы, посеять уныние в глубоком тылу противника. Пока не получается, и, надо полагать, совсем не получится. Хотя дело, конечно, не сводится к одним телефонным злодеям.
На «качелях»
Человеку, переживающему за страну не меньше, чем за родственников, но не посвященному в медийные тонкости, труднее всего ужиться с тем огромным обстоятельством, что информационное пространство становится полем боя не в переносном, а в прямом смысле. У врага по большому счету та же методика, что у телефонных диверсантов, – давить на «струны», но есть важное отличие – работа ведется по открытым каналам, в том числе через СМИ.
Последнее подразумевает прямую фальсификацию событий – таких, как Буча, Краматорск, а ранее – эпопеи с «отравленными» Литвиненко, Скрипалями, Берлинским пациентом и т. п., – которые валом тиражирует медиа, от гигантов прессы до страничек в соцсетях. Но такого рода диверсии рассчитаны в основном на внутреннюю аудиторию Запада и его холопьего двора, которые должны усвоить образ России как страны-чудовища. Против нас обычно применяются «эмоциональные качели» – информация на одну тему подается длительное время, с предельной частотой и, главное, разноречивая. Пример давний: тему «когда русские нападут на Украину?» начали раскачивать более чем за месяц до начала СВО, причем «экспертные мнения» почти каждый день полярно менялись. Пример свежий – украинский контрнаступ, о котором говорят уже несколько месяцев, и мнения о сроках и перспективах также полярно разнятся. В обоих случаях задача одна – раскачать вражеские массы (а лучше и руководство) до полного эмоционального отупения и под этим прикрытием – ударить. Первые «качели» прикрывали украинское наступление на Донбасс, намеченное на март 2022 года. Вторые, похоже, до сих пор качаются.
Конечно, в наших центрах принятия решений информацию берут не из газет. Остальным же остается надеяться на государственную медийную машину, которая по мере сил держит оборону. Но прорывы все равно случаются – как, например, недельной давности краткая истерика в соцсетях после опубликованной в некоторых телеграм-каналах информации о том, что ВСУ прорвали нашу оборону в районе Артемовска, контрнаступ начался, «Леопарды» идут в сторону российской границы… Минобороны оперативно все опровергло, но факт, что «струну» задели, и сильно.
Самый сложный вариант, когда в открытом информпространстве ведется нечто очень похожее на радиоигры, известные по книгам и фильмам «про разведчиков». Долгие и громкие разногласия Пригожина с руководством Минобороны, независимо от их фактической основы, помогали заманить в «бахмутскую мясорубку» наибольшее количество войск противника (приходите, у нас тут не все в порядке) и там же перемолоть – что, собственно, и было сделано, и о чем сам Пригожин доложил 7 мая… Знающие люди недвусмысленно намекали на истинную цель препирательств, и серьезные СМИ старались обходить их стороной. Но сколько в народе валерьянки было проглочено и сколько раз спрошено «кому верить?» – про то история умалчивает.
«Качели», радиоигры и прочий троллинг – это реальность глобального информационного общества, от которой, увы, никуда не деться. Надо помнить одну вещь: в медийном пространстве желающих поиграть на ваших душевных струнах на порядок больше тех, кто профессионально информирует и объясняет. Потому и защитить себя можно, и к тому же просто. Для начала ограничиться одним-двумя источниками, имеющими статус и проверенными временем. Речь в том числе о государственных СМИ. Как неизящно, но точно выразился автор одного из телеграм-каналов, того, кто не желает читать скучные сводки Минобороны, будут кормить информационными помоями. Последствия упомянуты выше.