Женщины попросили меня рассказать, что такое идеальное 8 Марта с точки зрения мужчины. Да не вопрос. Когда ты молод, свободен, влюблен, полон сил и надежд, то каждое 8 Марта для тебя идеально. Впрочем, как и любой другой день.
Это было так давно, что страшно и вспоминать.
Ее звали Люба, ей было 19. Мне – 21. Она была красивой брюнеткой, глаза как озера. От взмаха ее ресниц я терял голову. Училась она в пединституте, жила в областном южном городе. По выходным я ездил к ней электричкой из своего райцентра, где работал на заводе.
Поехал и 8 марта.
У меня тогда образовались какие-то деньги. Зарплату получил, премию.
Подарок девушке купил шикарный. Настоящие французские духи «Шанель № 5»! В нашем районном универмаге, в отделе косметики и парфюмерии, этот дефицит лежал совершенно свободно. Потому что стоил дорого. Не сильно-то и расхватывали.
Любушка обожала темно-бордовые розы. Почти черные. Крупные, отборные. Они приводили ее в восторг. Называла их почему-то бархатно-свекольными, все время о них мечтала.
Летом, когда они цвели, достать их было просто. Приходи на рынок и выбирай. А зимой и ранней весной почему-то не было. Видимо, не выращивали в теплицах этот сорт. Любые другие расцветки – пожалуйста. Но «бархатно-свекольных» – днем с огнем… Поэтому к Любе в общежитие я пришел с какими-то другими розами. Кажется, с белыми.
Она им тоже обрадовалась. От духов вообще онемела. Это был один из лучших дней в моей жизни. Мы гуляли по улицам, где уже вовсю бушевала весна. В тот год она выдалась ранней, цвели тюльпаны, сверкало солнце.
Сходили в оперный театр, потом в ресторан. Вечером гуляли по набережной у моря, целовались, мечтали. О том, как будем жить вместе всегда.
Но коварная жизнь и мы, глупые люди, рушим и не такие идиллии. Через несколько месяцев мы расстались. Так получилось.
Я уехал за несколько тысяч километров. И не дал Любе своего адреса. Началась бы переписка, мы рвали бы друг другу сердце… Зачем?
Я долго тосковал по ней.
Прошли годы. Время лечит любые раны. Но я всю жизнь укорял себя за то, что не нашел тогда роз, которые она так любила.
Несколько лет назад решил: надо что-то сделать. Знал, что Люба давно замужем, счастлива в браке, работает в школе. У нее взрослая дочь. Через старых знакомых узнал адрес. А в интернете нашел в том городе фирму, которая доставляет цветы и подарки. Списались. Они показали мне фотографии роз, которые у них есть. Были среди них и те самые. Перевел деньги. Заказал 19. Столько, сколько ей было лет тогда.
8 марта в дверь Любы позвонили, принесли букет и духи «Шанель № 5». Их, оказывается, до сих пор выпускают.
Она нашла меня в соцсетях. И написала огромное пронзительное письмо, полное восторга, любви, слез и сожалений по поводу быстро проносящейся жизни. Призналась, что у нее было два Восьмых марта, которые нельзя забыть, – тот и сейчас, когда она получила привет из прошлого.
Предлагала встретиться. Я отказался. Это лишнее. И так разбередили друг другу души. Да и нет больше того парня и той девушки. Есть немолодые мужчина и женщина с внуками. И воспоминаниями, от которых обоим тепло.