Беда, счастье и долгая жизнь

Беда, счастье и долгая жизнь

Наверняка многие уже посмотрели свежие кинокартины «Т-34» и «Собибор». Они основаны на реальных событиях и рассказывают о подвиге советских солдат, бежавших из немецкого плена. Поступок далеко не единичный, но обо всех героях фильмы не снимешь. Не хватит пленки.

…Войну Александр Удобкин встретил в армии на Дальнем Востоке. В тот же день комсомольцы 68-го отдельного автобронетанкового батальона 3-й мотострелковой дивизии написали рапорты командирам о добровольной отправке на фронт. 23 июня 1941 года эшелон с бойцами уже мчал на запад.

– Нагадала мне тогда цыганка долгую жизнь и беду, которая ждет впереди… – вспоминал Александр Парфенович.

В августе – первый бой под Ельней и первое ранение. Но в октябре он уже отражал атаку немецких танков на Волоколамском шоссе под Москвой. За участие в разгроме гудериановской группировки старшему сержанту Удобкину присвоили офицерское звание, вручили орден Отечественной войны 1-й степени и медаль «За отвагу».

В марте 1942 года его часть направили на Юго-Западный фронт. Здесь готовилось стратегическое наступление Красной Армии, которое позже вошло в историю как Харьковская катастрофа. Но сибиряки сделали все что могли.

– Всю ночь наш взвод из девяти бойцов готовил оборону на окраине сожженного села. На всех – два противотанковых ружья. Да по семь противотанковых гранат, три бутылки с зажигательной смесью и 300 патронов на брата, – рассказывал ветеран.

Пошли танки. Одиннадцать удалось подбить – и взвод кончился. Тяжелораненых коммунистов и политрука немцы расстреляли сразу. А Удобкина стащили с операционного стола.

Плен, Восточная Пруссия. Побеги – один, второй, третий. И тогда уже – Аушвиц-Биркенау. Тот самый Освенцим. В своей книге Александр Парфенович описал этот ужас так:

Тюремщик со связкой ключей проводил нас до камеры, открыл дверь и втолкнул нас в ее пасть, заполненную узниками. Этот спертый воздух, напитанный парами мочи и газами испражнений, ударил в голову, как будто колотушкой… Там мы проработали до осени с повторяющимися расстрелами ослабевших. Из нашего блока каждую ночь уводили по 25 узников в крематорий. И вот дошла очередь до нас с другом, Борисом Бичевым. На всю жизнь запомнился один из вечеров декабря 1944 года, когда переводчик назвал наши номера. Нас привели в бункер: металлический пол, дверцы топок больших размеров, от которых несло жаром. На стене висел резиновый шланг, из которого всех обливали водой голышом, сгоняя плотно и включая электровалку. Все это было как на забое крупнорогатого скота на механизированной скотобойне. И вдруг заревела сирена воздушной тревоги. Все немцы обязаны убраться в убежище. Над нами рвались бомбы, одна угодила в наш бункер. Выбравшись оттуда, мы попали опять в лапы эсэсовцев. Опять ночь провели в крематории, нас 27, а охраны четверо. Договорились кинуться на них, когда разденут. Удалось.

А дальше – почти как в фильме «Собибор». Четверо переоделись в охранников, обезоружили часовых у проходной и увели 40 человек в лес. К партизанам пробирались уже по двое. Удобкину и Бичеву помогли найти отряд имени Яна Гуса две местные женщины.

Пускали под откос эшелоны, рвали склады с боеприпасами. В мае 1945-го встретили советские танки, спешившие на помощь восставшей Праге.

После войны Александр Парфенович окончил зооветеринарный техникум, работал заведующим магазином в Мотыгино. Семья, дети, внуки – и счастье встречать Новый год с близкими. Ради них он и воевал. В прошлом году ветеран ушел от нас, оставив светлую память и три книжки: «Любовь и ненависть», «Рассказы ангарца», «Побег из лагеря смерти».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт