…Берег левый, берег правый

Уникальные сооружения большой реки

…Берег левый, берег правый Уникальные сооружения большой реки

«Переправа, переправа, берег левый, берег правый» – так и хочется повторить за автором «Василия Теркина» Александром Твардовским. Для любого города, стоящего на реке, переправа жизненно важна. И не только для удобства жителей. Она как воздух нужна для роста и развития. Каждый мост Красноярска – по-своему уникальное сооружение. Еще бы! Енисей – река серьезная.

Царско-сталинский гигант

Мост ЖелезнодорожныйОт «царского моста» через Енисей сегодня уже не осталось и следа. Это могучее когда-то сооружение разобрали, несмотря на то что мост считался памятником архитектуры. Конструкции устарели и уже не могли нести нагрузку железнодорожных перевозок. А ведь когда-то Красноярск гремел на весь мир благодаря этому сооружению. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где демонстрировались технические достижения 35 стран Европы, Азии, Африки и Америки, красноярский мост был отмечен Гран-при за конструкцию и Большой золотой медалью за методы строительства. Такие же награды получила и Эйфелева башня.

До появления железнодорожного моста красноярцы пользовались более дешевыми способами переправы. С 1786 года через Енисей в Красноярске работал коммерческий перевоз на весельных лодках – карбазах. Два раза перевоз переводился в Березовку, на 20 км ниже по течению. С 1871 года перевоз через Енисей шел «самолетом». Два карбаза, соединенных общей платформой, как маятник, перемещались от одного берега к другому. Канат укреплялся якорем посередине русла, размещался на 12 поддерживающих лодках, свободный конец крепился к плашкоуту. «Самолет» прослужил до 1929 года, когда был заменен моторным плашкоутом.

В 1892 году было принято решение построить наплавной (понтонный) мост через Енисей, но этот проект выполнен не был – не хватило средств. Реализовали идею лишь в 1942 году. Мост состоял из 95 плашкоутов, сначала деревянных, затем металлических, в ночное время (с 2 до 6 часов утра) разводился для прохода судов. Понтонный мост прослужил городу 19 лет. Параллельно пассажиров перевозили катера и два парохода – «Пушкин» и «Вейнбаум».

Строительство железнодорожного моста началось 30 августа 1896 года. К тому времени до Енисея дошла Сибирская железная дорога. Первый поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 года, а дальше путь для него был закрыт. Железнодорожники находили выход из положения: зимой рельсы прокладывали по льду Енисея, летом поезд переправляли на пароме, но насколько это было тяжело!

Новый Железнодорожный мостЖелезнодорожный мост, который потом назвали «царским», строился по проекту профессора Московского технического училища Лавра Проскурякова, работами руководил Евгений Кнорре. Перед строителями стояла непростая задача. Самая многоводная река в России – Енисей – на подходах к Красноярску шла главным руслом и протоками, в ширину достигая 1 750 м, в глубину местами до 8 м, со скоростью течения 3–5 м/с. Замерзал Енисей, как правило, 13 ноября, причем поверхность реки за зиму покрывалась слоем льда от 1,5 до 2 м, а вскрывался 2 мая. Тем не менее завершилось строительство за три года. В строительстве моста использовали похожий на гранит сиенит, который добывали на горной гряде у Мохового ключа вблизи Такмака, для облицовки опор применялся бирюсинский гранит, цемент везли с Глухоозерского завода, литое железо для ферм – из Нижнего Тагила, рельсы, костыли – демидовской плавки с Урала.

Кнорре разработал поперечно-продольную надвижку ферм: их выдвигалось по три с каждого берега. Между опорами крепили деревянные помостья, на них укладывали рельсы и цилиндрические катки. С помощью специально сделанного крана высотой 28 м и шириной 42 м вытягивали среднюю ферму, катили по каткам на нужную опору; на ее место ставились боковые фермы.

Особенностями енисейского моста стали самая большая длина моста (907 м) и самый большой в России пролет ферм (144,5 м) среди всех построенных к тому времени в нашей стране подобных сооружений.

Многие не знают, но до наших дней достоял вовсе не тот взявший Большую золотую медаль в Париже мост. На старых опорах в 1936–1937 годах построили новый железнодорожный мост и назвали его «сталинским», а в 1999 году вновь обновили. На наращенные «царские» опоры положили мост, построенный по проекту санкт-петербургской компании «Трансмост». Работало новое сооружение только год. В 2000 году специалисты определили, что металл ферм устал от нагрузок, и движение по железнодорожному мосту закрыли. А еще через семь лет сооружение было полностью демонтировано.

Символ десятки

Коммунальный мост, который начал строиться в 1956 году и был сдан в эксплуатацию в 1961-м, действительно стал символом Красноярска, так же как и часовня Параскевы Пятницы. Именно это сооружение украшает десятирублевую купюру.

В советское время «царский» железнодорожный мост стал еще и пассажирским: по нему пустили две электрички, на которых можно было перебраться через Енисей. Эти пригородные поезда в народе получили прозвища «Мотаня» и «Ученик». Среди жителей Красноярска тогда был популярен шуточный куплет:

Живет моя зазноба на левом берегу,

А я живу на правом – попасть к ней не могу.

«Зачем же плакать, мальчик, – мамаша говорит.

– Ведь ходит к ней «Мотаня» и ходит «Ученик».

А вот автомобилям приходилось переправляться на другой берег по понтонному мосту. Грузоперевозки росли, а во время Великой Отечественной войны, когда в Сибирь переехало большинство предприятий России, вопрос о строительстве автомобильно-пешеходного моста через Енисей встал остро. Правда, разрешение на возведение переправы Красноярск получил лишь в середине 1950-х годов.

В 1956-м по приказу министра транспортного строительства СССР Евгения Кожевникова в краевой центр из Новосибирска был перебазирован мостостроительный отряд № 7. В этом же году архитектор Петр Егоров закончил рабочий проект моста. Переправа должна была быть выполнена из железобетона и состоять из пяти стационарных сводов пролетом 158 метров и шести 30-метровых сборных сводов, пролегающих через протоку.

Автомобильный мост получился не менее уникальным, чем «царский». За применение прогрессивных методов производства работ начальник мостоотряда № 7 Николай Богдзель, главный инженер Иван Калинников и начальник участка Анатолий Бахтин вместе с авторами проекта удостоены звания лауреатов Ленинской премии. Мост включен в сборник ЮНЕСКО за уникальную технологию монтажа арок на плаву. Именно при возведении Коммунального моста впервые в Советском Союзе был осуществлен монтаж надводных арок без подстраховочных опор.

Всего за четыре года строители возвели красивейший мост длиною в 2 300 метров. Ширина составляла 23,4 метра, а высота – 26 метров. На момент постройки он был самым длинным мостом в Азии.

Одновременно со строительством Красноярской ГЭС – в 1960–1970-е годы – через Енисей перекинулся и еще один автомобильный мост. Он располагается в 40 км от Красноярска и сразу за Дивногорском. По этому мосту проходит М-54 «Енисей» – магистраль федерального значения Красноярск – Абакан. С него открывается потрясающий вид на ГЭС.

«Объект 777» и товарищи

Автомобильно-железнодорожный мост «777», хорошо известный всем красноярцам, когда-то считался стратегическим. По крайней мере, именно так он именовался в момент строительства, и его столь странное название – не что иное, как код. Стройку так и называли – «объект 777».

Мост строился по новым технологиям на буронабивных сваях. Для этого в процессе строительства буровые станки углубляются в дно на глубину до 30 м, формируя скважину диаметром 1,5 м. В скважину опускается металлический каркас и заполняется бетоном. Затем участок русла огораживается шандором – так называется заграждение рабочей площадки из металлических балок, уложенных горизонтально друг на друга. Откачивается вода, на сваи кладется фундамент опоры моста и устанавливается сама опора.

Завершилось строительство в 1984 году, протяженность моста составила 602 м, а ширина – 11,5 м.

Октябрьский мостПрактически одновременно с «777» возводился и еще один переход через Енисей. В 1980 году началось строительство второго коммунального моста – Октябрьского.

Мост прошел через остров Татышев, соединив Советский район с Кировским и Ленинским районами города. Строительные работы длились с 1980 по 1986 год. Протяженность моста составила 2 605 м, ширина – 35,8 м, судоходный пролет достиг длины 200 м. В справочнике «Мостостроение мира» Октябрьский мост отмечен как имеющий самый большой судоходный пролет рекордной длины – 200,2 м. Это на 42 м шире, чем у первого коммунального.

Изначально по Октябрьскому мосту предполагалось пустить трамвайное движение. Рельсы проложили, но во время реконструкции в 2006–2008 годах их демонтировали. За счет этого увеличили количество полос для автомобильного транспорта.

В те годы мосты строили – как пирожки пекли. Уже в 1981 году начато строительство вантового пешеходного моста от набережной Енисея до острова Татышев. Сдали в эксплуатацию «подвесной» мост в 1985-м. Его ширина 10 метров, длина достигает 550 метров. Изначально мосту на Стрелке присвоили имя основателя Красноярска Андрея Дубенского, но сейчас он называется Виноградовским – в честь своего строителя – начальника мостоотряда № 7, Героя Социалистического Труда Сергея Виноградова.

Наши современники

Новая эра строительства мостов в Красноярском крае началась уже в XXI веке. Накануне миллениума – в 1999 году началось строительство моста, соединяющего два региона – Красноярский край и Республику Хакасию. Своим названием – Братский – он обязан двум братьям – Александру Лебедю и Алексею Лебедю, которые в момент начала строительства являлись главами регионов-соседей. Братский мост стал частью трассы федерального значения М-54 «Енисей». Его сдали в эксплуатацию в 2003 году.

А в 2001 году край обосновал необходимость инвестиций в строительство еще одного моста через Енисей – в 28 км от краевого центра, на федеральной трассе М-53 «Байкал» на пути от Москвы до Владивостока. Этот так называемый глубокий транспортный обход Красноярска соединил старинные местные дороги – Енисейский и Московский тракты, а также освободил город от транзитного большегрузного транспорта. Он включает 32 км дороги, четыре транспортные развязки, восемь путепроводов, два маленьких мостика и главный объект строительства – большой мост.

мост_Глубокий обходМост на глубоком обходе был построен почти за четыре года и сдан в эксплуатацию в 2008-м. Его длина 814,3 м, ширина 23 м, русловой пролет – 231 м, самый большой на Енисее. Ширина реки в створе мостового перехода составляет 589 м. Река Енисей в месте строительства судоходная, в зимний период не замерзает. Для пропуска судов требовалось устройство одного судоходного пролета шириной в свету не менее 200 м. Что и было выполнено проектировщиками и строителями.

В октябре 2009 года в конкурсе «Дороги России» проект красноярского обводного моста был признан проектом года.

А в 2007 году было подписано постановление о строительстве еще одного автомобильного моста – на 200 метров выше по течению «царского» железнодорожного моста. Он должен был протянуться от улицы Волочаевской на левом берегу до улицы Лесникова на правобережье. Но строительство началось только летом 2012 года. Срок строительства определен в 40 месяцев, то есть мост будет готов в конце 2015 года. Длина его 1 162 м, ширина 31,5 м, подходы-эстакады со стороны левого берега протянутся на 2 285 м, по правому берегу – на 1 200 м.

Строительство 4-го моста через Енисей стало жизненно необходимо для Красноярска. Краевой центр просто задыхается от обилия автомобилей, постоянных заторов и выхлопов. А мощный шунт между транспортными системами северо-запада и юго-запада города позволит распределить движение из центральной части города на новую скоростную магистраль. Ученые подсчитали: с вводом в эксплуатацию этой переправы исторический центр разгрузится, средняя скорость транспортного потока возрастет на треть, разгрузятся уже существующие мосты.

Градостроительный кодекс относит 4-й мост через Енисей к классу уникальных инженерных сооружений. Этот переход станет не только транспортной осью, вокруг которой будут нарастать новые дороги и 2–3-уровневые развязки, но и центром развития городской среды. Вокруг нового моста планируется развивать инвестиционные площадки для строительства. Так что с вводом в эксплуатацию этого сооружения изменится и облик берегов Енисея.

Сегодня 4-й мост, который уже окрестили Афонтовским, обретает свои очертания. Завершен монтаж первого пролетного строения со стороны правого берега, и сегодня можно визуально понять, как будет выглядеть мост. Чтобы ускорить возведение сооружения, монтаж решено вести тремя потоками: с правого и левого берегов и с воды в середине реки. Завершится монтаж пролетных сооружений уже в мае 2015 года, а в октябре уберут временные опоры. Кстати, уже известно, что новый мост будет иметь бронзовый оттенок. Именно такое решение приняли горожане.

Мост в будущее

4 мостЕще не завершилось строительство 4-го моста, а в министерстве транспорта края уже поговаривают о необходимости 5-го. Дело в том, что при определении створа для 4-го моста в 2005 году рассматривались два практически одинаково эффективных варианта. Нынешнее расположение стройки и створ от медуниверситета и ТРЦ «Огни» через остров Татышев на Затон. Возможно, в будущем этот проект все же воплотят в жизнь.

Если строительство пятого моста через Енисей в краевом центре только в процессе обсуждения, то для моста через реку Енисей в районе поселка Высокогорский в Северо-Енисейском районе уже разработан рабочий проект.

Поселок Высокогорский расположен в 300 км от Красноярска, и это будет первый мост через Енисей на севере региона. Он поможет решить проблему транспортной инфраструктуры в Приангарье и тем самым снять ограничения по реализации новых инвестиционных проектов. Строительство моста предусмотрено проектом «Ангаро-Енисейский промышленный кластер», который предполагает создание новых добывающих и промышленных производств, объектов энергетики, транспортной инфраструктуры. Предполагается, что длина северного моста составит около 1 200 м, а пролеты – 210 м.

Самый уникальный

Таковым можно назвать практически каждый мост через Енисей.

«Царский» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году был отмечен Гран-при за конструкцию и Большой золотой медалью за методы строительства. Особенностями енисейского моста стали самая большая длина моста – 907 м и самый большой в России пролет ферм – 144,5 м.

Коммунальный включен в сборник ЮНЕСКО за уникальную технологию монтажа арок на плаву. На момент постройки он был самым длинным мостом в Азии – 2 300 м.

«777» строился по новым технологиям на буронабивных сваях.

Октябрьский в справочнике «Мостостроение мира» отмечен как имеющий самый большой судоходный пролет рекордной длины – 200,2 м.

На глубоком транспортном обходе – самый большой на Енисее русловый пролет – 231 м. В октябре 2009 года в конкурсе «Дороги России» проект красноярского обводного моста был признан проектом года.

4-й автомобильный мост через Енисей Градостроительный кодекс относит к классу уникальных инженерных сооружений. Он станет транспортной осью и центром развития городской среды.

Какой мост длиннее

Октябрьский мост – 2 600 м

Коммунальный мост – 2 300 м

4-й мост – 1 161,8 м

Железнодорожный мост – 1 000 м

Мост на обходе Красноярска – 814 м

Мост «777» – 700 м

Вантовый мост – 550 м

Братский мост в Минусинске – 352 м

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного