В дорожный сезон бригадир Антон Каретников из минусинского ДРСУ-10 работает без суббот, а в этом году еще и воскресенья прихватил. Точно так же, как труженики полей, его бригада ловит каждый погожий день, чтобы асфальт на дороге получился прочным и ровным. В профессии дорожника Антон всего семь лет, но уже связывает с ней дальнейшую жизнь. Сначала пришел «на лопату», рабочим. Потом пересел на каток, стал машинистом асфальтоукладчика. А сейчас и в институт поступил – готовится стать инженером по строительству дорог.
– Машины не скоро начнут летать по воздуху, вижу в своей работе перспективу, – улыбается Антон.
Нужная всем
Реализация любого инвестиционного проекта на территории края зависит от степени развития его транспортной инфраструктуры. Без этого нельзя говорить не только о промышленном росте, но и о качестве жизни населения. В особенности – на селе. Вдохнуть в деревню новую жизнь, привлечь туда молодежь можно, обеспечив безусловную транспортную доступность, когда добраться из поселка до райцентра или ближайшего города, перевезти с места на место груз совсем не проблема.
В правительстве края эти приоритеты понимают и учитывают, ежегодно выделяя на ремонт дорог значительные суммы. Счет идет на миллиарды рублей. Изменения уже радуют глаз. Куда бы вы ни отправились из краевого центра – на юг, север, восток ли, запад – всюду помеченная трещинами и выбоинами серая трасса вдруг сменяется километрами темного, ровного, совсем недавно уложенного асфальта. Ехать по такой дороге – одно удовольствие.
Было бы лукавством утверждать, что подобное встречается у нас везде и всюду. Все-таки общая протяженность краевых автодорог и зимников – более 43 тысяч километров. Длина экватора и того меньше. И содержать их в надлежащем состоянии в разы сложнее, чем, скажем, в Белгородской области, которую и проехать-то можно из конца в конец за три часа. Плюс арктический климат на севере и резко континентальный на юге с его температурными перепадами. Сложно успеть везде и сделать трассу на века.
Но наши дорожники не сидят на месте: закупают новую технику, придумывают свою и, как только позволяет погода, выходят на объекты. Применяют все разработки, которые максимально подходят для наших климатических условий. А заодно внедряют новую идеологию – федеральные, региональные, муниципальные и сельские дороги должны строиться в единой логике с тем, чтобы транспортная инфраструктура была рациональной и удобной. Таково одно из требований президента страны.
Край готов искать новые подходы. Губернатор Виктор Толоконский намерен уделять особое внимание дорогам в муниципальных образованиях региона: городах, районных центрах, деревнях и рабочих поселках. С 2015 года в краевом дорожном фонде появится отдельная строка, в которой будут предусмотрены средства на ремонт улично-дорожной сети муниципалитетов. На эти цели дополнительно направлен один миллиард рублей.
Умная дорога
За последние несколько лет специалисты внедрили на дорогах края более сорока инноваций из области содержания трасс и безопасности движения, строительства и ремонта автомагистралей и мостов, управления качеством. Что не могло не сказаться на результате – дороги становятся лучше и служат дольше. Многие идеи наших специалистов уникальны.
Традиционные представления о дорожном строительстве (чадящий битум, каток и чумазые мужики в грязных спецовках) остались в прошлом веке. Сейчас этот процесс напоминает кухню в фешенебельном ресторане. Только вместо повара здесь – толковый инженер, а в роли специй и приправ выступают разного рода хитрые добавки в асфальтобетон. Сама дорога в разрезе теперь напоминает пирог из слоеного теста.
Вспомним разрушение участка федеральной трассы М-53 в Нижнеингашском районе. Полномасштабную реконструкцию федералки решили провести с использованием передовых технологий. Полностью сняли земляное полотно, в основание уложили специальную геомембрану из полимерных материалов и уже поверх – собственно асфальт. Изоляционный слой позволил исключить протекание воды между слоями дорожной «одежды». Эта методика в крае была использована впервые, полностью себя оправдала и теперь взята на заметку.
Добиться лучшего качества позволяют новые материалы. Например, на трассе в аэропорт Емельяново при укладке дорожного полотна применили щебеночно-мастичный асфальтобетон. Он гораздо прочнее обычного. Это покрытие быстрее остывает, сам по себе материал долговечнее.
С 2010 года в Красноярске внедряется технология проведения ямочного ремонта струйно-инъекционным методом, позволяющая выполнять работы при температуре воздуха минус 15 градусов. Пробуют даже такое ноу-хау, как омолаживающая косметика для автотрасс. Специальный состав проникает в асфальтобетон, обеспечивает герметизацию и восстанавливает исходные свойства битума. В итоге повышается сцепление между минеральным материалом и вяжущим, восстанавливается эластичность, а отсюда и долговечность покрытия. Затраты на омоложение в десять раз меньше стоимости обычного ремонта.
Дело за молодыми
Количество подобных материалов и технологий в области дорожного строительства увеличивается ежегодно. Под стать им и техника. Специалисты утверждают: сейчас она аналогична той, что используется в Европе. В отрасли заканчивается смена поколений, сюда пришло много молодежи.
Мыслить нестандартно, постоянно находиться в поиске свежих идей будущих специалистов дорожного хозяйства учат, к примеру, в емельяновском профессиональном лицее № 88. Здесь готовят машинистов бульдозеров, экскаваторов, автогрейдеров, катков. Это учебное заведение реализует образовательную программу «Создание инновационной образовательной среды подготовки рабочих кадров для высокотехнологичного производства дорожной отрасли Красноярского края». Лицей приобрел новейшую технику, здесь созданы четыре лаборатории, закуплено оборудование, учебные стенды. Это позволяет готовить высококлассных специалистов, поднимать уровень мастерства уже работающих дорожников.