С таким вопросом в редакцию обратился один из наших читателей из Ермаковского района Иван Сидоронок. Ситуация у него знакомая многим – работу свою он сделал, а зарплату так и не получил. Впрочем, не только он, но еще и несколько сотен его коллег, работающих на предприятии, возводившем объекты Богучанской ГЭС.
Предприятие, где трудился Иван Сидоронок – ЗАО «Саянское Управление Основных Сооружений», – было признано банкротом уже около двух лет назад. На стороне сотрудников предприятия – и прокуратура, и суд. Но когда именно деньги будут перечислены на счет бывших сотрудников компании – никто не берется даже предположить.
– Задолженность по заработной плате включена в реестр требований кредиторов и составляет порядка 23 миллионов рублей на 350 человек, – комментирует ситуацию конкурсный управляющий ЗАО «СУОС» Вячеслав Лапенков. – Но по закону эти требования относятся ко второй очереди. А вначале должны быть погашены текущие платежи (28 миллионов рублей налогов) и расходы на проведение торгов – это сотни тысяч, а также выплачена текущая заработная плата (та, которая была начислена уже после признания предприятия банкротом). Она выплачена в полном объеме, но на ситуацию с задолженностью перед сотрудниками это особо не повлияло – бОльшая их часть была уволена до того, как предприятие признали банкротом. Сейчас торги идут, имущество продается, уголовное дело в отношении прошлого руководства предприятия возбуждено. Остается только ждать. Я не хочу быть голословным и давать какие-либо обещания по срокам выплаты зарплаты. Процедура продажи имущества прозрачна. Все могут посмотреть, что и за какую цену было продано: торги проходят на электронной торговой площадке «Фабрикант». В определениях о продлении конкурсного производства указано, на что были потрачены средства. В настоящий момент идут торги по 12 объектам.
Обидно, что люди, участвующие в возведении одного из самых значимых в стране энергообъектов, оказались, по сути, заложниками законодательства.
Которое, в свою очередь, однозначно определяет: «Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», производятся во вторую очередь после оплаты расходов на проведение процедуры банкротства и удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью».
– На практике права привилегированного кредитора второй очереди реально не обеспечены и трудно выполнимы. Связано это с длительностью процесса реализации имущества должника, признанного банкротом, и отсутствием у предприятия ликвидных активов, достаточных для погашения задолженности по заработной плате, – отмечает Наталья Ликанова, заместитель начальника информационно-аналитического отдела Государственной инспекции труда в Красноярском крае. – Как правило, конкурсной массы хватает на удовлетворение только внеочередных требований. Процедура банкротства в случаях недостаточности имущества сводится к ликвидации юридического лица, и кредиторы, включая работников ликвидируемого предприятия, теряют право требования задолженности.
При этом эксперты отмечают: сложность ситуации усугубляется еще и тем, что достоверную информацию о реальном положении дел на предприятии сотруднику получить сложно.
Какое есть решение в данном случае?
Наверное, было бы справедливым введение нормы, обеспечивающей погашение заработной платы сразу же, как только появляются какие-либо деньги, вырученные за продажу недвижимости, оборудования, иных активов компании-банкрота. Но в законе несколько иное понятие справедливости. И менять установленные правила пока никто не собирается.
Так что строители почившего в бозе ЗАО «Саянское Управление Основных Сооружений», похоже, остались один на один со своей проблемой. Ответственные лица лишь разводят руками: таков закон!
Согласитесь, очень удобно пенять на закон, тогда можно ничего не делать, чтобы изменить ситуацию.