Недавно я писал материал о семейном насилии, жертвами которого становятся главным образом женщины (хотя не только они). Слушая похожие друг на друга истории, я невольно задумывался – а раньше не понятно было, что все обернется именно так?
Неужели человек изменился на выходе из загса, а до этого был всем мил-хорош? То есть жертвам я искренне сочувствую и насильников (в широком смысле) очень осуждаю. Но того, что раньше надо было соображать, это не отменяет.
Как-то я наткнулся на сюжет из телепрограммы «Неделя». Его тему составил скандал вокруг движения чайлдфри (англ. childfree – свободный от детей, бездетный). Основная идея движения – добровольный и сознательный отказ от деторождения. Ну, то есть не желающие иметь детей граждане собрались в кружок по интересам.
В сюжете было два показательных момента. Первый: скандальный борец со скандалами – депутат Петербургской городской думы Виталий Милонов повстречался с активной чайлдфришницей в каком-то кафе. Никто никому, разумеется, своей правды не доказал, но, к чести сторон, обошлось без столь любимых у нас криков и битья посуды (или все это осталось за кадром?).
Другой момент: чайлдфришница выходит на свою волонтерскую работу. Она обучает пенсионеров компьютерной грамотности. Когда корреспондент рассказал ее ученицам – интеллигентным петербургским старушкам о девушкиных взглядах, те просто отказались верить.
Возможно, ее «взгляды» – не что иное, как напыщенный интернетный эпатаж – ерунда. Всех касается: те, кто громко шумит в Сети, на реальное действие почти не способны. Ну, за некоторыми исключениями.
В конце концов, обряжаться во что-то модное, прогрессивное и эпатажное – свойство определенного возраста. Кроме того, знаю не одну непримиримую в прошлом феминистку или чайлдфришницу, которые ныне – примерные жинки и мамаши, со всеми присущими атрибутами. Исправно улучшают демографию.
Есть мерзкие примеры: некий вполне взрослый дядя обвесился, аки хлопец дурной, этими самими модными ярлыками. Что не мешало ему между делом посеять не слишком рассыпчатое потомство. Нисколько в его дальнейшем воспитании и прокормлении не участвуя. Не по-мужски это. Я не большой любитель гендерных ярлыков, но тут иначе не скажешь.
Другая вещь, опасная не для количества, а для качества российского народонаселения, – бесконтрольное и безответственное деторождение. Совсем безобразный и распространенный вариант: спьяну зачали, не протрезвев – родили, не просыхая – воспитали. Тоже ничего хорошего: когда от любви, от большой, в 18 лет (если не раньше) соединяются «по залету» узами брака. Срок которому – максимум пара лет. Потом – развод и девичья фамилия. И дитя без глазу.
Масса примеров формально счастливой семьи. Когда не разводятся, но потом рождается младшенький. И, попав на пик обострения родительского инстинкта, растет, окруженный заботой и вниманием. На фоне уже совсем ненужного старшего ребенка. Судьба этих детей складывается соответственно – отличная социализация и вечная ненужность. Примеров полно.
Идейные сторонники семейных ценностей, к слову, часто занимаются не детьми, а интернет-баталиями с принципиально бездетными.
Почему родители собираются в группы по интересам в Интернете – более-менее понятно. Им есть что обсуждать – вопросы технологии: диету, вскармливание, воспитание. Непонятно, какой смысл в многостраничных диалогах убежденных не-родителей. Если они не пытаются направо и налево рассказывать о своем выборе как о единственно верном, в социальном плане проблемы у них вряд ли возникнут. Что нужно предпринять супротив нежелательной беременности, и ученикам младших классов известно. Ну а кроме этого, о чем совершенно разным людям говорить-то?
Есть дефицит бытовой, житейской прагматичности и ответственности. Не хватает планирования семьи. Это вообще у нас словосочетание ругательное. Воспринимается это очень вульгарно и однобоко, как синоним сокращения рождаемости. В лучшем случае как перевод с китайского – «одна семья – один ребенок».
Планирование семьи – это ведь не средства «защиты» в каждом сельпо и не аборты в каждой парикмахерской. Это именно – планирование. Сюда входит выбор адекватного спутника жизни, детское и материнское физическое здоровье, отцовское психическое здоровье, вопросы гинекологии, налаживание быта. Не в последнюю очередь – сюжеты финансового толка. Дети ведь иногда кушать хотят…