Мы – страна «живых» денег. Так уж привыкли. В эпоху СССР граждане хранили деньги «на сберкнижке». С небольшими отрезками пластика, с помощью которых можно платить в магазинах, были знакомы разве что клиенты «Березки». Сейчас пластиковые карточки освоили даже пенсионеры.
Виртуальные деньги, конечно, нам во многом навязали – наличными зарплату уже мало где платят. Купюры в конвертике стали чуть ли не символом «серой» бухгалтерии, от которой лишь проблемы с пенсионными накоплениями. Есть бытовые риски – когда месячное жалование выдают на руки разом, можно… Да хоть потерять.
Карточка представляется чем-то более надежным. Даже если ее у вас выкрадут, то можно тут же заблокировать счет.
Понятное дело, что с развитием современных технологий умыкнуть деньги со счета тоже недолго – умеючи. Приличные банки, впрочем, сводят такую возможность к минимуму, постоянно совершенствуя многоуровневую систему защиты. Но ведь даже самая мощная кодировка не защитит от простой человеческой глупости и доверчивости. Большинство махинаций происходят оттого, что сами владельцы карт сообщают посторонним все данные. Как правило, они покупаются на обещание мгновенного получения некоего мифического выигрыша.
Платежи, конечно, можно отозвать и деньги вернуть. Принят закон, по которому банки обязаны немедленно вернуть клиентам украденные средства и только потом уже разбираться, куда и почему они были переведены.
Однако банкиры получили отсрочку и реально эти правила вступят в законную силу только через год.
Банки попросили об этом, мотивируя тем, что они технически не готовы к реализации закона. Не все они могут и своевременно предоставить клиентам полную информацию об операциях с их счетами. Госдума пошла на уступки банкирам.
Тут уж можно начать возмущаться – ведь отсрочки нужны в первую очередь заведомо неэффективным организациям, которые не смогли привести в порядок свои базы данных. А времени для этого было достаточно. К тому же именно возможность моментально отслеживать все операции с карточками – важный признак хорошего, солидного банка. Возможность получить эту (базовую, вообще говоря) услугу, как правило, учитывается клиентами при выборе банка.
Некоторые сетуют, что государство поддерживает кредитные организации, которые не готовы возмещать нам украденные деньги (как правило, для банков это сравнительно небольшие суммы, тем паче махинации при нормальной защите случаются сравнительно нечасто). А нам, не готовым, например, платить больше за услуги ЖКХ, никаких отсрочек не дает.
Дескать, если у вас что-то украли – становитесь в очередь. Обидно.
Это, конечно, во многом справедливо.
С другой стороны, было заявлено, что послабления и уступки банкам дали, как говорят в Одессе, два раза – первый и последний. Больше никаких отсрочек не будет.
Можно безо всякой иронии добавить: ситуацию с банками выровняет его величество рынок. Конкуренция на этом поле достаточно высокая. Идет борьба за клиентов, которых привлекать стоит, в том числе, и с помощью (здесь уместен перевод англоязычного термина) «дружелюбного сервиса».
Если банк подчеркивает, что он не нуждается в отсрочках и вернет деньги немедленно, – в этом его преимущество. Собственно, уже сейчас многие банки добровольно идут навстречу постоянным, надежным клиентам.
Опять же со вступлением России в ВТО конкуренция в финансовой и кредитной сфере только усилится. На отечественный рынок придет множество международных банковских компаний, а нашим придется либо соответствовать их стандартам, либо… Ну, вы поняли.
С другой стороны, невесело придется и недобросовестным клиентам. Да, такие есть. Ужесточается ответственность перед законом за махинации с кредитными картами. Нечестные держатели пластиковых карт едва ли смогут в будущем воспользоваться услугами какого-нибудь банка. О получении кредита и речи нет.
Ну и последнее – пора уже, наверное, россиянам приучиться к культуре обращения с пластиковыми картами. Понять, что это тот же самый кошелек, только немного в другом виде. И правила безопасности для него почти такие же. В погоне за халявой «светить» данные своей карты в разных сомнительных местах в Интернете – все равно что давать «на время, на погадать» содержимое своего кошелька привокзальной цыганке.
Кстати, приличные банки моментально блокируют вашу карту, если им показалось, что с нее снял деньги кто-то подозрительный. У меня так было несколько раз, хотя все эти транзакции я проводил сам – делал покупки в Интернете. Карту пришлось, конечно, поменять. Но это такая мелочь, согласитесь…