В нашем крае 1 147 библиотек, многие из них расположены в таких удаленных уголках, что даже добраться до них – отдельное приключение. Для этих поселений зачастую библиотеки – главные центры культуры. Именно они одни из самых активных участников грантового конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Фонда Михаила Прохорова.
Получили больше, чем ожидали
Для фонда, который занимается поддержкой культуры и образования, этот проект – один из знаковых. В текущем году он проходит в 12-й раз в Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах; Воронежской, Калужской, Липецкой, Рязанской, Самарской, Тамбовской и Белгородской областях. Библиотеки в нем очень заинтересованы: в прошлом году в фонд поступило 418 заявок, к участию были допущены 319 организаций, а финансовую поддержку получили 68 проектов.
Среди них около двух десятков представляют Красноярский край – от Красноярска до крохотного села Моторское Каратузского района. Плюс этого проекта в том, что участвовать имеют право библиотеки всех уровней и любого подчинения, в том числе не являющиеся самостоятельным юридическим лицом (научные библиотеки музеев, университетские, школьные и т. п.). Так, например, Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» объединил несколько школ района и техникум для того, чтобы восстановить память о шушенцах, ушедших на фронт в Первую мировую.
– Нашей задачей было восстановить имена тех, кто был призван во время Первой мировой войны с территории Шушенского района. До проекта этой темой никто не занимался, она была белым пятном в истории, – делится Валентина Мельникова, сотрудник музея и куратор проекта. – Благодаря поддержке фонда мы провели колоссальную работу, и сейчас в базе данных больше 400 фамилий.
Если шушенцы обратились к истории, то проект «Книга строит мосты» Центральной канской детской библиотеки направлен на культурную адаптацию детей мигрантов.
– В наших школах учатся очень много ребят, которым нужно больше рассказывать о русском языке и культуре, – поясняет руководитель проекта Ирина Мартус. – Мы знакомим их с языком и культурой через книгу, начинаем с детских стихов и доходим до серьезной литературы.
Библиотекари признаются: когда начинали работу по гранту, и предположить не могли, что получат такой отклик – на занятия и мастер-классы записываются школами, поток посетителей увеличился существенно, хоть такую задачу перед собой создатели проекта и не ставили. Но самое главное: дети стали увереннее говорить на русском.
«Вспоминать буду долго»
Проект «Новая роль библиотек в образовании» включает финансовую поддержку, проектно-аналитические семинары и зарубежные стажировки. Авторы лучших проектов в феврале прошли стажировку в городах Великобритании. В их числе были и два представителя края – из Шушенского и Красноярска. Они побывали как в крупнейших, так и в небольших британских библиотеках и музеях.
– Поездка произвела на меня очень сильное впечатление, – рассказывает Валентина Мельникова. – До глубины души поразила очередь в Национальную британскую библиотеку. Понравилось, что библиотеки и музеи бесплатные. Удивило, как там работают со старшим поколением. Впечатлений столько, что вспоминать стажировку я буду еще очень долго. Хочу еще раз выразить благодарность ее организаторам и кураторам, Фонду Михаила Прохорова.
В этом году конкурс «Новая роль библиотек в образовании» начался 1 марта, прием заявок завершится 30 апреля. Более подробно об условиях участия можно прочитать на сайте Фонда Михаила Прохорова.