В следующем году красноярскому аэропорту исполнится 40 лет. За эти десятилетия главная воздушная гавань региона пережила множество событий. Наверное, самое значимое из них – это строительство нового терминала в преддверии универсиады. Сегодня реконструкция аэропорта продолжается. До 2024 года предстоит провести целый комплекс работ на перроне. Это коснется линий связи, освещения, очистных сооружений, трансформаторных подстанций. Другим важным проектом станет создание магистральной рулежной дорожки.
ЦИФРЫ
По результатам прошлого года поток пассажиров в международном аэропорту Красноярск увеличился на 13 % и составил 2 млн 587 тысяч человек. Полеты выполняются по 63 направлениям. Появились новые маршруты: Красноярск – Бангкок, Красноярск – Алма-Ата. По количеству пассажиров наш аэропорт занимает 15-е место в стране. Есть амбициозная задача – в ближайшие годы войти в десятку. На 45 % к 2017 году вырос поток грузов. В прошлом году было перевезено 22 669 тонн.
Каковы перспективы развития красноярского аэропорта? Эта тема стала предметом обсуждения в ходе выездного заседания комитета по промышленной политике, транспорту и связи Законодательного собрания.
Базовые показатели
Началось заседание с посещения нового терминала. Депутаты осмотрели зал вылета и прилета, комнату матери и ребенка, а также зону международных вылетов.
Затем члены комитета вышли на летное поле, чтобы увидеть своими глазами, как идет реконструкция перрона. Начатая в прошлом году, она проводится в три этапа и завершится в 2024-м.
Это целый комплекс работ: расширение перрона, прокладка линий связи, автоматизации и сигнализации, освещение, строительство очистных сооружений, площадка для обработки самолетов противообледенительной жидкостью, монтаж трансформаторных подстанций.
Другим важным проектом станет создание магистральной рулежной дорожки. Реализовать его должны за два года на федеральные средства.
Все это позволит увеличить пропускную способность аэропорта, принимать одновременно большее число рейсов. В свою очередь, это необходимое условие для создания на базе нашего аэропорта авиационного транспортного хаба. Напомним, что соответствующее соглашение было заключено в этом году на Красноярском экономическом форуме между правительством края и компанией «Аэрофлот».
Генеральный директор ООО «Аэропорт Емельяново» Андрей Метцлер пояснил:
– Сейчас у нас одна полоса, а полеты требуют интервала между посадками и взлетами воздушных судов. Магистральная рулежная дорожка позволяет самолету после посадки сразу освобождать полосу. Таким образом, мы сокращаем интервал с пяти до полутора минут. Количество взлетно-посадочных операций увеличивается в 2,7 раза. Аэропорт живет благодаря пассажирам. Необходимо увеличить поток пассажиров за счет увеличения трансфера, когда в течение двух-трех часов собирается максимальное число воздушных судов, которые привезут пассажиров, и они тут же пересядут на другие суда.
Передача завершена
С обсуждения судьбы и перспектив аэропортов края началось заседание комитета. Сейчас в крае 19 действующих аэродромов. Авиационные перевозки охватывают всю территорию региона. Однако содержание их – дело очень накладное для краевого бюджета. Поэтому начиная с 2010 года велась работа по передаче аэропортов в Федерацию.
В мае 2019 года она была завершена. Руководитель ФКП «Аэропорты Красноярья» Юлия Логачева наглядно показала, как изменились аэропорты в Мотыгино, Туруханске, Кодинске, поселке Бор (Подкаменная Тунгуска), Северо-Енисейском. Там построены новые модульные здания, отремонтированы взлетно-посадочные полосы, закуплена спецтехника, установлены ограждения. В остальных аэропортах, которые переданы в мае этого года, ремонт предстоит в течение ближайших трех лет.
В управлении краевого предприятия «КрасАвиаПорт» остались аэропорт в Игарке и Черемшанка, а также площадка в Богучанах. В Черемшанке был построен современный пассажирский терминал. За последние два года аэропорт улучшил свои показатели: более чем в два раза увеличилось количество вылетов, втрое – количество пассажиров. В Игарке планируется строительство модульного здания для размещения аэродромной спецтехники.
Депутатов взволновала судьба северных аэропортов. Вопросы задали Ринат Галеев, Анатолий Амосов, Павел Семизоров. Владимир Рейнгардт уточнил, во сколько Федерации обходится ремонт одного аэропорта. Оказалось, в 100–120 млн рублей.
В свою очередь, Виктор Кардашов не согласился с тем, что долги, накопленные за предыдущие годы пятью аэропортами – в Туре, Ванаваре, Байките, Енисейске и Хатанге (а это более 57 млн рублей), при передаче аэропортов в федеральную собственность остались у края.
Владимир Демидов предложил региональному министру транспорта Константину Димитрову разобраться в этой ситуации. Также он попросил ведомство представить информацию о том, сколько в крае заброшенных вертолетных площадок, и подумать о возможности их восстановления.
Внимание железной дороге
На этом же заседании депутаты ознакомились с итогами деятельности аэропорта Красноярск, о которых рассказал генеральный директор Андрей Метцлер.
Председатель комитета Владимир Демидов уточнил, как работает круглосуточный шаттл, запущенный до аэропорта от Красноярска по настоянию депутатов. Министр транспорта Константин Димитров сообщил, что число рейсов увеличено до 38 в сутки.
Возвращаясь к теме развития хаба, Владимир Петрович отметил, что правительству края надо работать над созданием в регионе большого грузопотока, который бы сделал оправданным строительство железнодорожной ветки, и привлекать сюда инвесторов. Также он предложил продолжить обсуждение тематики, связанной с региональной авиацией, на следующем заседании комитета в конце июня.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир ДЕМИДОВ
председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи
– У Красноярска появился красивый современный аэропорт, и, конечно, нужно увеличивать количество пассажиров в два раза, до 4,5–5 млн человек. Наша задача – развивать имеющуюся инфраструктуру, чтобы хаб действовал не только на федеральных, но и на краевых трассах. Мы ждем, когда зайдет «Аэрофлот», но продолжаем заниматься и тем, чтобы появлялись другие авиакомпании, и им было не только интересно, но и выгодно работать в нашем регионе.
Надо развивать связи с ближним зарубежьем, чтобы сюда прилетали из Узбекистана, Таджикистана, Армении, Грузии. В перспективе приоритет должно получить восточное направление – связи с Японией, Южной Кореей. Ведь Красноярск находится в очень выгодном месте, на пересечении всех путей: и с юга на север, и с запада на восток.
В ходе выездного заседания мы посмотрели на терминал, сравнили, каким он был и каким стал. Например, сложно было представить, что найдем вместе с Федерацией два миллиарда рублей на рулежную дорожку, но ведь нашли! Сделано очень много, но надо работать дальше, в частности, над железнодорожной темой. Чтобы аэропорт был до конца современным, нужно создать транспортное сообщение, как во всех странах мира. Скажем, в Германии хаб не только авиационный, но и железнодорожный. Эта тема обсуждается с Минтрансом в федеральном правительстве. Мы хотим, чтобы это была не тупиковая ветка, а сквозное сообщение на ачинское направление.