Говорят, Отто фон Бисмарк был человеком железной воли, беспристрастным и целеустремленным. У Бисмарка, который живет в Железногорске, характер похожий. Но отличает его от великого тезки то, что он… пес, причем с изумительным нюхом, который достается не каждому представителю этого рода.
– А так он кличку полностью оправдывает, – уверена Ольга ШЛЯЧИНА, прапорщик полиции, командир отдельной роты патрульно-постовой службы МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск и заодно хозяйка Бисмарка.
Заглядывал в глаза
– Бися, Бися, привет! – огромная овчарка протискивается по узким коридорам управы в Железногорске. Кажется, что его тут знают абсолютно все – здороваются, треплют за ухом. Он – без преувеличения – такой же полицейский: на его счету не один десяток пойманных преступников. То Бисмарк вернет забытую барсетку, то украденный чемодан, то по горячим следам убийцу задержит.
– Что это за собака там в Железногорске такая? – строили догадки на краевом новостном портале. – По несколько преступлений в неделю раскрывается!..
Вот и нам тоже стало интересно, что это за Бисмарк.
Собака на самом деле особенная: феноменальная память, острый нюх и покладистый характер. Хотя раньше мало кто мог бы подумать, что из щенка-недотепы вырастет такой хвостатый оперативник.
– Когда Бисмарк был маленьким, его прозвали Тюфячок, – рассказывает Ольга. – Пушистый, здоровый и ходил неуклюже так. Но отличался особым любопытством – везде лазил. Искал что-то – в шкафах, коробках. Упертый страшно. Сразу поняли: собака будет работать по общему разыскному профилю.
Ольга – опытный заводчик, овчарками она занимается больше 20 лет. Говорит, все началось с детства: отец-охотник привил любовь к четвероногим. Потом было училище – по образованию Ольга швея, но от призвания не уйти никак – жизнь все время возвращала к собакам.
Мама и папа Бисмарка работали в спасательной службе – искали людей. Ольга предполагала, что у них будут хорошие щенки, но чтобы такая звезда…
– Выбраковка ведь у таких собак идет жесткая, – рассказывает кинолог. – Кроме отменных физических данных для пса обязательна уравновешенная психика. А Бисмарк, единственный из четырех щенков, ходил и в глаза заглядывал.
Обмануть не получится
Со служебными собаками связано много обывательских мифов. Например, что пес может быть «универсальным солдатом»: искать и наркотики, и взрывчатку, и преступников. Что след может моментально выветриться, а зимой искать намного сложнее…
Все это, мягко говоря, далеко от истины: собаку натаскивают на определенную работу. Одни псы работают с наркотиками, другие – со взрывчатыми веществами. Ищет собака всегда не вещь, а человека. Сколько будет держаться след, зависит не от времени года, а от почвы и погоды. На снегу, например, он держится достаточно долго – если, конечно, после преступления сразу не начался снегопад. Достаточно долго для того, чтобы его можно было «занюхать».
– У нас не бывает такого, чтобы кинологический расчет вызвали, когда ничего сделать уже невозможно, – все наши службы работают очень хорошо, – рассказывает Ольга. Расчет из трех железногорских овчарок нередко «гастролирует». Работает, например, в соседнем Сосновоборске, где нет кинологов. Просто иногда полицейским не обойтись без собаки.
– Хорошо помню убийство на Кривом озере, – вспоминает Ольга Шлячина. – Там отдыхала компания, выпили и что-то между собой не поделили. Один мужчина ударил собутыльника ножом. Прибыли туда, искали подозреваемого по полям, лесам – и нашли.
Если бы не Бисмарк, его вряд ли удалось бы задержать: наводку – описание злоумышленника – дали совсем другую. Но пса обмануть не получилось: он уверенно вел кинолога несколько километров, а потом безошибочно вышел к кустам, в которых скрывался убийца.
Кинологический расчет всегда работает в связке – кинолог и собака. Связь между человеком и псом должна быть обязательно, иначе ничего не получится. И она между Ольгой и Бисмарком почти что телепатическая: пес по взгляду или легкому движению руки угадывает, что от него требуется.
Собачья пенсия
Последнее – пока – раскрытое преступление было у Бисмарка под старый Новый год: у воспитательницы из садика стащили сумочку. Пес четко провел по следам подозреваемых: где они скинули сумку, где пластиковой карточкой пытались рассчитаться, где спрятались и уже начали отмечать. Фактически через месяц кинолог показывает нам место преступления – садик «Русалочка», Бисмарк прямым ходом направляется к окну, в котором воры выдавили стекло.
– У него феноменальная память, – делится Ольга. – Помнит все места, где бывал. Это не совсем обычно для овчарки.
О Бисмарке в Железногорске уже ходит слава: подозревая, что будет работать именно кинологический расчет, злоумышленники пытаются сбить собаку со следа. В прошлом году квартирный воришка разлил перед своей дверью флакон одеколона, чтобы отбить нюх у хвостатого полицейского, – не помогло. Пес опять вывел точно к квартире.
– Если он напал на след, идет по нему очень азартно, – рассказывает Ольга о своем подопечном. – Он не любит преступников.
После того как ты трепал этого пса за ухом и видел, как с ним здоровалась вся управа, сложно даже представить, как это – он кого-то может не любить. Однако даже при имитации ограбления эта овчарка вдруг выдает такую мощь и такое рвение – догнать, поймать преступника, что понимаешь: знакомиться с ним «в деле» как-то не очень хочется. Но кинолог уверяет нас, что трепать преступника после задержания овчарке не дают – это запрещено законом. Да и вообще безопасность окружающих у кинологического расчета – на первом месте: полицейский, например, не имеет права отпустить собаку на оживленной улице. Поэтому на место преступления Бисмарк выходит на 10-метровом поводке, а если он берет след, Ольга бежит за ним все по тем же полям и лесам десятки километров.
Сыскные наклонности Бисмарка нельзя объяснить одной только хорошей генетикой.
– Собака – это не оружие, которое собрал-разобрал, смазал – и 20–30 лет пользуйся, – объясняет кинолог. – С собакой нужно постоянно заниматься, чтобы она не утратила свой навык. Ее нужно учить.
Кроме занятий, многочасовые прогулки, режим – все как у спортсменов.
Бисмарк на пике своей формы, ему сейчас шесть лет. Близка уже собачья пенсия – она наступает в восемь. И это при условии, что служат они с трех лет, – до этого идет обучение. Если в «пенсионном» возрасте собака проходит проверку специальной службой, которая решает, что она навыки не утратила, пес продолжает работать. Если нет – уходит на заслуженный отдых. У Бисмарка – все задатки, чтобы продолжать службу, однако уже сейчас Ольга потихоньку воспитывает для смены его племянницу. Приучает ездить в машине, берет с собой на службу.
– Конечно, собакам на покое скучно – после такой-то насыщенной жизни, – объясняет Ольга.
Бисмарку, наверное, будет скучно втройне. Он – стопроцентный полицейский пес. Подвывает полицейской сирене, настораживается при щелчке фотоаппарата – слышит в нем щелчок затвора и с удовольствием смотрит сериал о Мухтаре. Хоть он, по меркам кинологов, и «научная фантастика», собаке нравится.