При слове пирамида, а если она еще и финансовая, в голове обывателя возникают ужасающие картины обманутых дольщиков, хитрых дельцов или никому не нужных товаров. Тем не менее, обороты мировых сетевых компаний, которые также основаны на принципах пирамиды, достигают миллиардов долларов. Их акции торгуются на крупнейших биржевых площадках планеты. Что это – глобальное МММ или реальная возможность заработать?
Чаевые для всех
Голос в кадре монотонно, но, признаться, увлекательно вещал о достоинствах построения сети, пенсиях в сорок лет, об аренде служебных квартир за сорок тысяч рублей в месяц… Мы с товарищем слушали, смотрели и пили чай. Через неделю я узнал – товарищ клюнул. Он попал в сеть. Первое мое впечатление – он просто «попал». Через месяц, когда он притащил большую коробку очищающего чая за пятнадцать тысяч рублей и сказал, что познакомился с «уникальным человеком», я подумал еще раз – он «попал» очень сильно. Когда он начал зазывать меня на встречу единомышленников, я не пошел. Но потом друг сказал, если я приду, то он выполнит какой-то внутренний план и получит возможность лично пообщаться с еще более «уникальным человеком» и вроде бы даже миллионером. Решительного «нет» с моей стороны уже не последовало – все-таки почему бы не помочь товарищу. Так сетевой маркетинг вошел и в мою жизнь. У нас появилась одна занимательная тема для разговора. Я всегда выступал в роли некоего Фомы неверующего, который выдвигал доводы «против». Он успешно парировал и рассказывал о тех прибылях, которые получит через месяц, два, три…
А теперь немного статистики. В среднем, из всей массы приходящих на первую встречу к сетевикам в фирме хотя бы на год остается примерно половина. Немного окупают свои вложения около 25 % из оставшихся. Остальные становятся либо богатыми людьми, либо очень богатыми людьми. Естественно, такую статистику мы взяли не в крайстате, а из общения с самими сетевиками. К слову, эти цифры вряд ли тоже точно передают картину, так как специального подсчета в компаниях все-таки не ведется (а может быть, ведется, но не для широкой публики).
Термин «богатый» и «очень богатый» также придуман самими сетевиками. Достоверных сведений о доходах, естественно, никто не предоставляет. Как бы то ни было мой товарищ встретился с «уникумом» без моей помощи. Загорелся еще больше и теперь мечтает купить шикарный «Лексус». Правда, он еще не окупил вложения. Но по его уверениям это дело времени, что их сеть является структурой «пятого поколения». Если в других сетях необходимо постоянно покупать продукцию, то здесь ситуация совершенно другая – человек покупает эту самую коробку чая за 15 тысяч рублей и затем подписывает других. При этом сам продавать чай он уже не должен. Может, но это не обязательно. «Подчиненные» сами в дальнейшем будут покупать чай для себя (каждый по разу). Структуру мы поясняем достаточно упрощенно, но в целом суть такова – клиенты сами покупают себе товар, сами его потребляют. За счет этого, собственно, и формируется прибыль компании. В «отсталых» сетях, по заявлению товарища, от клиента требуется постоянно продавать товар. То есть, если сеть не работает, тот, кто ее «строил», работает за себя и за своих «подписантов», пытаясь сбыть товар или услугу.
Схема с обеспечением
Как бы то ни было, но бизнес работает, и даже процветает. Например, та компания, о которой мы рассказываем, была основана всего два года назад. И, судя по разговорам местных сетевиков, пытается даже выходить на рынок Китая. Структура компаний обыкновенно схожа друг с другом. Это банальная пирамида. На вершине – тот, кто начал бизнес. Под ним – сетевые менеджеры, которые продают товар. Каждый живет за счет процента от продаж нижних членов сообщества. Собственно, это в большинстве случаев и является неким отпугивающим фактором. Уж очень похоже на финансовую пирамиду. Однако отличие существует. Дело в том, что финансовая пирамида потому так и называется, что, помимо денежных знаков, в структуре ничего не вертится. Те, кто вступил в нее раньше, получают доход за счет вложений более поздних «адептов». Если нарисовать на бумажке схему работы сетевиков и финансовых мошенников, то получатся идентичные рисунки. Но есть одно небольшое, но существенное отличие. В маркетинге вкладываемые деньги имеют физическую оболочку – товар. Цель одна и та же – заработать деньги. Но в пирамиде она только к этому и сводится, а в сети она подкреплена товарооборотом.
В США этот вид бизнеса зародился еще в 50-х годах прошлого века. Сегодня это вполне легальный вид коммерции. В Штатах даже существуют вузы, которые выдают дипломы государственного образца по «сетевой» специальности.
Так что бояться попасть в сеть не стоит. Для простого человека этот вид бизнеса привлекателен тем, что при минимуме вложений можно получить максимум. Действительно, все остальные виды инвестирования и обычного бизнеса «просят» денег. Для входа на фондовый рынок нужна достаточно ощутимая сумма, иначе получаемый процент будет ничтожно мал. Производство товаров требует вложений в оборудование, рекламу и т.д. В сети вы же сами являетесь мотором и рекламным носителем одновременно. Товар вам дадут. Но не стоит думать, что из-за этого все упрощается. Как показывает практика, успеха достигают единицы. Узнать о том, относитесь ли вы к числу избранных, можно только попав в сеть.
Взгляд изнутри
Дмитрий П., клиент сетевой компании
– Когда впервые знакомился с деятельностью сетевиков, то особого энтузиазма они во мне не вызвали. Обыкновенно это продажа, действительно, какого-то товара, который никому не нужен. Сейчас нашел свою компанию и мне нравится работать в ней – строить сеть и зарабатывать деньги. При этом эта деятельность не идет в ущерб моей основной работе. Конечно, чтобы существенно повысить доход именно в сети, нужно прикладывать больше усилий и посвящать ей больше времени. Но пока я к этому не готов. Возможно, есть еще остатки какой-то настороженности. А возможно, и просто страх потерять привычную работу. Когда говорят, что сетевики – это лодыри, которые обманывают людей, я не согласен. Это точка зрения людей, которые далеки от маркетинга. Смотрите сами – люди говорят, что сеть – это ерунда. Но когда ты им показываешь человека, который реально добился здесь успеха и зарабатывает, допустим, сто тысяч в месяц, это уже не ерунда. То есть оборот нашей компании в несколько миллиардов долларов в год – это хорошо. А то, чем мы занимаемся, плохо? Извините, но такая точка зрения, по-моему, гораздо большая ерунда.
Мнение эксперта
Не изобретая велосипеда
Антон Демидов, директор учебного центра «Мастер-Инвест»
– Честно, не очень понимаю, чем одна сетевая компания может отличаться от другой. Принципы, на которых основана их работа, одни и те же. Случаются, конечно, мини-изобретения. Так, в последнее время, я знаю, стали пользоваться спросом не продажа товаров, а различные образовательные услуги. Но сама схема продажи ничем не отличается от того, который использовался все это время. Ничего подозрительного в методах работы сетевиков не вижу. Это такой же бизнес, как и любой другой. Другой вопрос, кто зарабатывает на такого рода деятельности. У обывателя есть два мнения – либо здесь все на халяву, либо просто обман. И еще один стереотип: сетевик – это человек с китайской сумочкой, бегающий по городу и предлагающий встречным всякие ненужности. Все точки зрения далеки от истины. На самом деле нужно обладать огромной работоспособностью, чтобы достичь успеха в этом виде бизнеса. Конечно, неплохо обладать и такими качествами, как коммуникабельность, умение продавать товар. С моей точки зрения, каждому предлагать начать этот бизнес и не нужно. Большая часть людей купит какой-то товар и просто уйдет из сети. По моим оценкам, таких примерно 90 % от всего контингента, который приходит в компанию.
Словарь инвестора
Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. network or multilevel marketing) – маркетинговая концепция распространения товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнеров, имеющих аналогичные права, при этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за распространение продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объема продаж, совершенных привлеченными ими сбытовыми агентами.