Блицкриг на юг

Блицкриг на юг
Коллаж НКК

2 февраля 1942 года победой Красной армии завершилась Сталинградская битва – самое продолжительное и кровопролитное сражение не только Второй мировой войны, но и всего ХХ века.

Битва продолжалась более шести месяцев, в ней участвовали свыше двух миллионов человек с обеих сторон. Безвозвратные потери РККА составили 487 780 человек. Вермахт и его союзники – венгры, румыны, хорваты, итальянцы, словаки – оставили на поле свыше полумиллиона солдат и офицеров. Число погибших гражданских лиц точному подсчету не поддается, но, по оценкам историков, только в городе Сталинграде оно превышает 90 тысяч.

Победа на Волге стала началом коренного перелома в Великой Отечественной и всей мировой войне, вызвавшей цепь катастрофически необратимых последствий для нацистской Германии и ее сателлитов на всех театрах военных действий, включая Северную Африку и Тихий океан. Но куда выше оказалась мировоззренческая, духовная сторона этой победы: почти глобальный миф о непобедимости Третьего рейха сменила столь же всеобщая уверенность в непобедимости Советского Союза.

Предыстория

После первого значительного успеха под Москвой осенью-зимой 1941–1942 годов, когда противник, понесший прежде невиданные для него потери, был отброшен на несколько сотен километров от столицы, командование РККА решило развить стратегическую инициативу. В мае началось наступление на Харьков с последующим выходом на Гомель, Киев, Черкассы, Николаев. Однако наступление закончилось «Харьковской катастрофой», более полумиллиона человек были убиты, ранены, пропали без вести, попали в плен.

Германия оставалась еще очень сильна. Кроме того, Гитлер изменил стратегию войны: вместо того, чтобы вновь идти на Москву, он решил перенести основной удар на юг, чему способствовало как поражение советских войск под Харьковом, так и огромные выгоды, которые сулил успех наступления.

Цели

Захват земель в низовьях Дона и Волги отрезал Советский Союз от бакинской нефти, хлеба Северного Кавказа, отнимал крупнейшие и важнейшие транспортные артерии, то есть лишал практически всего, что давало возможность СССР продолжать войну.

Столь же важным Гитлер считал поднять дух своих войск, реабилитироваться за провал блицкрига, ведь по плану «Барбаросса» войну планировалось закончить в сорок первом, до начала зимы, и весь предыдущий опыт боевых действий в Европе, казалось бы, вселял уверенность, что будет именно так. С другой стороны, выход к священной русской реке и падение города, носящего имя вождя, подорвет боевой дух противника.

И наконец, победа на юге развеет нерешительность Японии и Турции, заставит их начать боевые действия против СССР.

У вермахта и союзников имелись все исходные данные для успеха, а именно превосходство по всем параметрам. Начиная от личного состава (430 тысяч против 380 тысяч советских войск к началу сражения; впоследствии разрыв увеличивался – в Сталинграде мы победили меньшими, чем у противника, силами) до превосходства по танкам, пушкам, минометам и более чем двукратного по авиации.

Наша цель в надвигающейся битве была только одна – битву нельзя было проиграть. Никак.

Первый бой

Началом Сталинградской эпопеи считается 17 июля 1942 года, когда передовые танковые подразделения 6-й армии Паулюса вышли к рекам Чир и Цимла, где столкнулись с частями 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта.

Может показаться удивительным, но первый день и первый бой самого кровопролитного сражения обошелся без убитых с нашей стороны. Потери противника неизвестны, но, вполне вероятно, были невелики. Историк А. Исаев разыскал сведения об этом бое в журнале боевых действий.

«В 20:00 четыре немецких танка скрытно подошли к хутору Золотой и открыли огонь по отряду. Первый бой Сталинградской битвы длился 20–30 минут. Танкисты 645-го танкового батальона заявили, что уничтожено 2 немецких танка, 1 противотанковая пушка и еще 1 танк подбит. Видимо, немцы не рассчитывали столкнуться сразу с двумя ротами танков и послали вперед всего четыре машины. Потери отряда составили один Т-34 сгоревшим и два Т-34 подбитыми. Первый бой кровопролитного многомесячного сражения не был ознаменован ничьей смертью – людские потери двух танковых рот составили 11 человек ранеными. Таща за собой два подбитых танка, отряд вернулся назад».

Но уже к двадцатым числам июля бои приобретают невероятное ожесточение по всей линии фронта. Обе стороны наращивают силы, причем противник в этом отношении преуспел больше нас. Он имеет превосходство в воздухе и на земле, однако платит все большей кровью за каждый пройденный километр.

Красная армия, стремясь избежать окружения, отступает. К концу июля немцы вытесняют нас за Дон.

Приказ № 227

28 июля выходит приказ Сталина «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», известный в народе как «Ни шагу назад!». Личному составу под угрозой расстрела запрещалось оставлять позиции без приказа командования, в армии вводились штрафные батальоны, роты и заградительные отряды. После развала СССР появится и займет «господствующие высоты» мнение, что именно штрафбаты с заградотрядами победили не только в Сталинграде, но и в войне, хотя нет и не было никаких подтверждений этому, а кроме того, в приказе черным по белому написано, что упомянутые меры переняты у противника – в вермахте к тому времени имелось более сотни штрафных рот, десятки штрафбатов и заградительных отрядов.

Преамбула к приказу заканчивалась поистине убийственным укором: «Получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель – покорить чужую страну, а наши войска, имеющие возвышенную цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение. Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу?»

Многие современники называли приказ № 227 одним из сильнейших текстов военной эпохи. Константин Симонов вспоминал, что его стихотворение «Безыменное поле», написанное летом сорок второго, было «прямым и немедленным ответом на то потрясение, которое я испытал, прочитав этот приказ».

К солдату обращались тени великих предков.

 

В бело-зеленых мундирах,

Павшие при Петре,

Мертвые преображенцы

Строятся молча в каре.

 

Плачут седые капралы,

Протяжно играет рожок,

Впервые с Полтавского боя

Уходят они на восток.

 

Из-под твердынь Измаила,

Не знавший досель ретирад,

Понуро уходит последний

Суворовский мертвый солдат…

 

Опять мы отходим, товарищ,

Опять проиграли мы бой,

Кровавое солнце позора

Заходит у нас за спиной…

 

Клянемся ж с тобою, товарищ,

Что больше ни шагу назад!

Чтоб больше не шли вслед за нами

Безмолвные тени солдат.

 

Приказ сыграл отнюдь не ключевую, но абсолютно незаменимую роль в Сталинградской победе (подробнее об этом расскажем в № 6 от 27 января).

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег