В Красноярском драмтеатре начались репетиции спектакля «Ба». Автор пьесы – молодой московский драматург Юлия Тупикина родилась и выросла в краевом центре. К главной героине – «понаехавшей» в столицу провинциалке – из Сибири приезжает бабушка. И буквально за пару дней одновременно и разрушает привычную жизнь внучки, и наводит в ней порядок.
Молодая женщина поначалу воспринимает неожиданное появление родственницы как катастрофу. Она уже привыкла к отношениям без детей и обязательств. Ее бойфренд Алексей печет пироги, а если его что-то «припекает» – уезжает к маме. Мужчине главной героини уже под сорок, но он, как многие представители так называемого креативного класса, никогда не был женат, да и не собирается. Так же, как и заводить детей, да и вообще заниматься чем-то, кроме «самореализации».
Герои в начале пьесы как будто вовсе лишены любви, энергии и даже пола. Они не дружат с соседями, не устраивают праздников – и вообще непонятно, чем занимаются. Чем-то похожи на маму Дяди Федора из «Простоквашино» – когда той еле-еле хватало сил после работы телевизор смотреть. Но у Ольги дома даже и телевизора нет:
«БА (Леше). А неси-ка огурцов, Алексей. Закусывать нечем.
ЛЕША. А у нас нет огурцов. Может, маслины?
БА. Эту гадость не ем. А что, Оля, ты огурцы не солила в этом году?
ОЛЯ. Ба, ты знаешь, я не солю огурцы. И помидоры не солю. И капусту тоже. Я работаю в Останкино, Ба, продюсером на большом ток-шоу, я вкалываю как проклятая и плачу ипотеку за эту квартирку. Недавно только за машину расплатилась. У меня иногда сил нет унитаз почистить.
БА. Ну, ты всегда лентяйка была. Как с тобой Алексей-то живет?
ОЛЯ. Ба!
БА. Ну ладно, ладно. То-то я телевизера не вижу. Теперь понятно: ты на работе смотришь».
Бабушка поначалу воспринимается исключительно комедийным персонажем. Реплики ее грубы, она постоянно режет правду-матку. Но и является носителем правды жизни – настоящей, а не иссушенной, лишенной огня:
«БА. А тебе сколько лет?
ЛЕША. Тридцать пять.
БА. Вдовец?
ЛЕША. Что?
БА. Вдовец или разведенный?
ЛЕША. Холостой.
БА. Бобыль, что ли? Болеешь?»
Вскоре после этого разговора отношения Алексея и Ольги сами собой разваливаются. Все пустое, никчемное уходит из ее жизни.
Оказывается, занавески из голубого плюша лучше голых подоконников («Как алкаши живете, подоконники голые»). Свет окон в московской квартире становится теплым – и притягивает друзей, соседей, настоящих мужчин. Главная героиня вдруг понимает, как необходима в ее жизни мать, с которой она не разговаривала уже много лет. Телефонным звонком маме и заканчивается спектакль.
– Пьеса в некотором роде биографична, – рассказывает драматург Юлия Тупикина. – Больше 10 лет с нами прожила бездетная папина тетя Мария Васильевна. Героиня пьесы, та самая Ба, списана с нее. Все истории, которые бабушка рассказывает о своей жизни, кроме истории о сыне, полностью документальны. Мария Васильевна была простая женщина из деревни, очень хорошая, живая, энергичная, с острым глазом. Она мечтала, чтобы кто-то написал о ней «мемуары», и когда появилась «Ба», бабушка стала мне сниться и в снах благодарить меня. Я считаю, что где-то там она знает, что я написала пьесу про нее, и рада этому событию.
Премьера пьесы «БА» запланирована в Красноярском драмтеатре им. Пушкина на конец апреля.
Сайт драматурга Юлии Тупикиной