Недавно, в театре оперы и балета прошел концерт группы «Аквариум». С ожидаемым аншлагом. Хотя многим казался небесспорным сам факт такого концерта – якобы бессменному лидеру группы Борису Гребенщикову (он же БГ), перенесшему операцию на сердце в Германии, снова нездоровится. Вот и пресс-конференцию до концерта он отменил – простыл и на общение с журналистами решил не растрачивать драгоценный голос. Тем более вряд ли этот по-восточному хитрый и по-западному расчетливый человек сможет сообщить что-то новое.
Вообще, Гребенщикову народная молва постоянно приписывает какие-то болячки – начиная от свиного гриппа и заканчивая совсем уж нехорошими хворями. Наверное, по этому БГ на сцене не столько даже пел, сколько всем своим видом демонстрировал, что этот пятидесятишестилетний «пацанчик» держится бодрячком. Его энергичные телодвижения подчеркивались световыми эффектами, которые (чего не скажешь о звуке) были самой сильной частью концерта.
Группу трижды вызывали на бис. Учитывая, что выступление продолжалось два с половиной часа, а Борису Борисовичу приходилось петь практически на пределе своих возможностей (кажется, он закашлялся только один раз), невольно проникаешься уважением. На бис, хоть было тяжело, БГ выходил со своим фирменным кокетством. Трижды зрители сидели в темном зале и аплодировали пустой сцене, на которой одиноко стояла в свете единственного прожектора гитара Гребенщикова. Просили, чуть ли не с религиозным блеском в глазах, продолжения музыкального банкета. И получали – в начале на сцену выходили музыканты, потом, стараясь сделать это незаметно, выходил и «большой гуру» русского рока.
Концептуально концерт не слишком отличался от предыдущего выступления «Аквариума» на сцене оперного театра. Новая программа, составленная из последних альбомов «Лошадь белая» и «Пушкинская, 10», старые вещи (немного и почти всегда одни и те же – «Плоскость», «Десять стрел», «С утра шел снег»).
Современный «Аквариум» – солидный, буржуазный, великовозрастный – играет музыку, сделанную руками. Очень умелыми руками, отдадим должное. Гребенщикову, похоже, удалось сколотить стабильный состав из высокопрофессиональных музыкантов-многостаночников. Игорь Тимофеев, например, в ходе концерта играл на гитаре, мандолине, флейте и саксофоне. Перкуссионист Олег Шавкунов, по прозвищу Шар, разнообразил звучание ритм-секции, в состав которой, кстати, вернулся бас-гитарист из старого «Аквариума» Александр Титов.
Никуда не делась и типичная аквариумная эклектика – Иван Бодхихарма – смесь восточной философии (курение индийских благовоний на сцене, задник с изображением Сарасвати – божества из индуистского пантеона), ирландского фолка, ямайского реггей. Кстати, об ирландском фолке – настоящим подарком для любителей этого направления стало участие в концертном составе «Аквариума» флейтиста Брайана-Томаса Финигана из группы Flook. Он занят во многих других проектах, и поехать в тур с российскими коллегами у него получается не всегда. Его инструмент – маленькая флейта, так называемая тин-вистл, его сольные выступления были одним из самых ярких моментов вечера.