Боевой путь участника СВО Панкрата Суханова

Боевой путь участника СВО Панкрата Суханова
Фото из архива Панкрата Суханова (с согласия)

Панкрат Суханов из поселка Ветвистый Манского района стал ветераном боевых действий в 32 года. Он пошел в зону СВО добровольцем сразу после начала событий. И не исключает, что командировки на передовую в его жизни еще будут.

Панкрат родился в Иркутской области в небольшом поселке Тангуй Братского района. Жил в Братске, Иркутске, затем переехал с семьей в Красноярск, где у Сухановых теперь квартира. Когда встал вопрос о том, чтобы еще приобрести домик в деревне, выбрали поселок Ветвистый. Живут здесь с 2020 года. Панкрат сегодня инженер сетей связи, его жена Наталья домохозяйка. Супруги воспитывают дочку Еву.

С переездом в сельскую местность завели кур. Панкрат любит рыбачить, да и вообще проводить время на природе, благо живописные манские окрестности к этому располагают.

На СВО

Связист по профессии, имеет опыт военной службы – проходил ее на Дальнем Востоке в городе Уссурийске. Поэтому, когда в 2022 году начались события на Украине, Суханов ни секунды не сомневался – надо идти помогать своим:

– Пошел сам, добровольцем, заключив контракт. Специальность пригодилась, в зоне СВО моя задача была налаживать и восстанавливать связь между подразделениями и обеспечивать коммуникацию местным жителям. Моя бригада предоставляла связь 75 процентам всех Вооруженных сил РФ, задействованных на территории проведения специальной военной операции. Вспоминаю забавный случай. Нужно было наладить поврежденный интернет, а для этого забраться на высоченное здание, да еще и по его крыше пройти метров 200. Я уже собрался лезть, а командир говорит: «Ты бы не торопился, а то по тебе наши же снайперы «отработают», вдруг ты диверсант. Сначала предупредить всех надо, а потом уж лезть».

Снайперов в известность мы поставили, а вот многочисленных, огромных и довольно агрессивных бакланов, что гнездятся на этой крыше, никто не предупреждал. Птицы стали кружить вокруг меня и пытаться напасть, ведь я представлял угрозу для их гнезд и потомства. Нашел проросшую на крыше небольшую березку, вырвал ее и, пока шел, отбивался от назойливых птиц.

Вечером, когда на отдыхе сидели с сослуживцами, они мне сквозь смех рассказывали, как наблюдали за этой эпической битвой через оптику. «Ну ты, брат, даешь! Это ж сколько ты их «поснимал», птичек-то!»

Ранение

В зоне боевых действий близ крупного населенного пункта Панкрат получил тяжелое ранение – осколок попал в шею:

– Ребята начали меня бинтовать – не получается. На шее в принципе бинтовать сложно. Благо один из братьев обладал необходимым опытом и наложил мне повязку, а то я от кровопотери уже носом клевал. До сих пор общаемся с этим сослуживцем, которому я обязан жизнью. Позывной его раскрывать не буду, а фото покажу.

Среди фотографий в своем телефоне Панкрат находит фото товарища – бойца. На груди его награда, и он навытяжку стоит рядом с президентом России Владимиром Путиным.

– Это он на новогоднем обращении Верховного главнокомандующего был, а потом они сфотографировались вместе на память, – поясняет мой собеседник.

– Меня в тяжелом состоянии эвакуировали в одну из местных больниц, ставили капельницы, немного оклемался, – вспоминает ветеран.

Потом в жизни Панкрата начались госпитали: Ростов-на-Дону, Североморск, Мурманск, Новосибирск.

– Эвакуируют раненых в те госпитали, где есть места, – пояснил он.

«Ждуны» и осторожность

Пока лечился, о многом думал и многое вспоминал из своих боевых будней. Кое-что предстало в новом свете.

– В зоне СВО я узнал термин «ждуны». Ходила там у нас одна бабушка, по внешнему виду далеко не из богатых. Давали ей воды, если просила, делились со старушкой всем, что у нас было. Ну а потом выяснилось, что она «ждун». То есть тот человек, что ждет возвращения на отбитые нами позиции украинских военных. Позже нашли у нее и телефон с фотографиями, и ноутбук. Шпионила бабулька. Поэтому сильно с местным населением мы старались не взаимодействовать, – признается Панкрат.

Осторожность после пребывания в зоне спецоперации и ранения у него, что называется, «прокачалась». Это хорошо иллюстрирует один случай:

– После ранения прибыл в Новосибирск из мурманского госпиталя. Ждал, пока штаб части заполнит мои документы. Чтобы скоротать время, решил встретиться с другом. Я с ним когда-то учился, а теперь он живет в Новосибирске. Встретились, сидим в квартире у окна, беседуем. Слышу резкий хлопок. Я сразу сел на корточки, закрылся, и другу кричу: «Садись!» А он смотрит на меня непонимающе: «Ты чего это!» Выглядываю из-за подоконника на улицу, а там «копейка» из двора выезжает, и у нее глушитель «стреляет». Посмеялись, конечно, хотя поначалу мне не до смеха было.

Страх не всегда плохое чувство

Это Панкрат понял и усвоил, находясь в зоне боевых действий. Более того, многим он помогает быть осторожным и собранным, работает как союзник, что оберегает тебя от необдуманных действий.

Есть, по словам Суханова, еще одно большое отличие мирной жизни от жизни в боевых условиях: здесь люди что-то делят на «свое» и «чужое», стараясь не обделить себя, а там у ребят все общее, и товарищу по окопу ты постараешься помочь в первую очередь, и уж только потом – себе.

– Почему так повелось, – делится Панкрат, – сложно объяснить. Это поймешь, когда сам окажешься там, у «красной линии». Поддержка очень важна. Если видишь, что товарищ начал падать духом и уставать – поддержи его словом, и вот он уже вместе с тобой пошагал дальше. С новыми силами.

Мирная жизнь

За личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества, Панкрат Суханов награжден медалью Суворова. Ею он по праву гордится.

– Считаю, что свои боевые задачи выполнял достойно, – скромно комментирует он факт получения столь высокой награды.

Своим дорогим и любимым защитником гордится главный в жизни Панкрата человек – его Наталья. Четырехлетняя Ева просто любит сидеть у папы на руках – такого большого и сильного, и пока не понимает, куда он уезжал так надолго.

– Как я приняла его идею отправиться в зону СВО? – с грустью в глазах говорит Наталья. – С большой тревогой, конечно, а как еще… Впрочем, разве ж его переубедишь?! Если муж что-то решил, то его слово – кремень. Он такой, не может быть сторонним наблюдателем, всегда бросается в гущу событий.

До сих пор Панкрат не полностью восстановился от полученного ранения. Но не считает это препятствием – в мирной жизни планирует воспитывать любимую дочь, трудиться по профессии, вести личное подсобное хозяйство и наращивать его. При этом не исключает возможность заключения нового контракта.

– Поживем – увидим, – говорит боец. – Я буду там, где будет моя страна.

Материал из газеты «Манская жизнь»

Фото из архива Панкрата Суханова (с согласия)

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 октября 2024
История Красноярска: музей водопровода
На одном из островов в Красноярске спрятался целый музей, часть которого находится под землей. Он расположился на острове Посадный в
Без рубрики
20 октября 2024
Папа может
В третье воскресенье октября в нашей стране отмечается День отца. И это важный праздник для России. Быть хорошим отцом –
Без рубрики
19 октября 2024
Пациентам красноярского онкоцентра стало доступно уникальное исследование
Лечение онкозаболевания может продолжаться годами. Порой, используя все прописанные в клинических рекомендациях опции, меняя подходы, препараты, врачи чувствуют себя в