Боевые крылья

Как в крае сохраняют память об Алсибе

Боевые крылья Как в крае сохраняют память об Алсибе

Красноярск, находившийся вдали от фронта, на время войны стал конечной точкой трассы, которая сыграла решающую роль в Великой Отечественной. По этому воздушному мосту с 1942 года по 1945-й доставили из Америки более восьми тысяч боевых самолетов. Шесть тысяч километров от Фэрбенкса на Аляске до Красноярска усеяны траурными отметками – в авиакатастрофах погибли 115 летчиков. Не все самолеты найдены. Не все герои преданы земле.

Трасса для сумасшедших

22 июня 2014 года в небольшом садовом товариществе около железнодорожной станции Крючково собрались дачники – самые разные люди. Младшему из них было 5 лет, старшей – 85. В 10 утра группа углубилась в лес. Два километра по чащобе, через болота шли притихшие садоводы. В лесу их ждала гора искореженного металла, которая когда-то была новеньким ленд-лизовским самолетом А-20 G «Бостон». Тропа была заранее проложена двумя поисковиками – Александром Матвеевым и Александром Астаховым. Они вели дачников к месту катастрофы самолета, в которой погибли два летчика. При перегоне Красноярск – Омск 27 июля 1943 года в сплошной облачности на небольшой высоте самолет свалился в штопор. При ударе о землю машина и экипаж сгорели.

Светлым летним утром 2014 года на собранные в пирамиду обломки самолета возложили большую гирлянду из елового лапника с траурной лентой и почтили память пилотов минутой молчания. Для многих этот небольшой поход стал настоящим открытием: люди впервые услышали об Алсибе – засекреченной воздушной трассе, которая сыграла решающую роль в Великой Отечественной войне.

Обескровленному в первые месяцы войны Советскому Союзу крылатая техника, полученная по ленд-лизу от Соединенных Штатов, была жизненно необходима. Но как доставить ее невредимой – фактически под носом у врага? Единственный возможный путь – проложить маршрут там, где никто, «кроме самоубийц, сумасшедших или русских», летать не сможет. 6 450 км – без точных карт – через тундру и тайгу, над полюсом холода и двумя хребтами.

Алсиб стал трассой мужества: жесткие климатические условия с плохой видимостью, высокогорье. Для полноты картины необходимо напомнить, что техника, которую перегоняли летчики, была им малознакома. Обучение полетам на заграничных самолетах, как и все в военное время, шло очень быстро, техническая литература была на английском, которого советские граждане не знали. Наши летчики приклеивали переводные таблицы рядом с приборами, отмечали на приборной доске допустимые зоны, чтобы хоть как-то ориентироваться в показаниях.

Красноярск не случайно был выбран конечной точкой маршрута: в это время у нас был не только отличный аэропорт, но и авиационные специалисты высокой квалификации. Красноярский аэроклуб основан в 1934 году, именно на его базе сформирован в Великую Отечественную ночной бомбардировочный авиационный полк, прославившийся на Карельском фронте. Многие красноярские летчики полярной авиации были направлены в перегоночные полки. Обслуживал Алсиб чуть ли не весь Красноярск.

А-20 Бостон летом 1942– Это было зимой 1943 года. Мы жили в поселке Первого Августа и часто слышали гул самолетов, – такие воспоминания красноярца Владимира Киндякова сохранили его родственники. – Взрослые шепотом говорили, что самолеты прилетают с востока, а затем улетают на фронт. Мне исполнилось 14 лет, и я пошел работать в мастерские авиационной школы. Работал учеником моториста. Однажды мы не выходили из мастерских несколько дней, ремонтировали «Дуглас», американский самолет. Спали и ели здесь же…

Найдем каждого!

Американская техника часто ломалась – не выдерживала наших экстремальных температур. Молоденькие летчики не знали, как с ней обращаться, мешали сложные метеоусловия. Снежница, Зеледеево, Злобино, Бугач, Кача – Красноярск и окрестности можно считать большим мемориальным комплексом: здесь погибли пилоты, которые так и не добрались до фронта. Каждое «летное происшествие» скрупулезно фиксировалось в отчетах: за взятое взаймы нужно было отчитываться, именно поэтому так точно установлены все места катастроф.

– Во время войны к гибели в тылу относились совсем не так, как к гибели на фронте, – объясняет Вячеслав Филиппов, авиационный инженер, сотрудник музея военно-инженерного института СФУ, который начал исследовательскую работу по Алсибу в Красноярске. – В архивных документах часто нет данных, похоронен погибший экипаж или нет. Во многих написано: «Сгорел вместе с самолетом» или «Похоронен на месте катастрофы». Где именно? Могилу найти можно только случайно.

В крае установлено шесть памятных знаков на местах катастроф – в Миндерле, Кононово, Зеледеево, Крючково, на Водоразделе… Все это сделано руками активистов – больше 10 лет в Красноярске ведется активная поисковая работа, в которой задействованы школьники, курсанты военно-инженерного института СФУ, взрослые люди, заболевшие Алсибом.

– В прошлом году после очередной статьи о самолете, упавшем в Енисей рядом с железнодорожным мостом, на меня вышли дайверы из Красноярского подводного центра, – рассказывает Вячеслав Филиппов. – Александр Матвеев, Александр Астахов, Сергей Свентитский оказались еще и матерыми таежниками. Алсиб зацепил их настолько, что ночами они перелопачивают Интернет – ищут информацию, а в свои законные выходные выезжают в экспедиции. Александр Матвеев стал таким специалистом по ленд-лизовской технике, что по любому найденному фрагменту может определить, к какой системе самолета он относится. За год благодаря им мы восстановили историю пяти катастроф.

Работа у поисковиков очень сложная – примерные координаты крушения известны, но, как правило, это огромные квадраты – лес, болота. Исследовать их очень сложно. Энтузиасты опрашивают местных жителей – вдруг кто видел в лесу обломки, потом выезжают на место и метр за метром прочесывают чащобу. Иногда находят совсем не то, что ожидали: например, довоенные катастрофы или самолет, упавший в 50-х. Оказывается, ленд-лизовская техника использовалась до 1956 года ведомственной авиацией геодезии и картографии. Хотя после войны мы должны были вернуть все.

В поисковых работах принимают участие и школьники. Школьный музей «Моя малая родина», который в 2005 году был открыт в лицее № 11, активно занимается сохранением памяти об Алсибе. Проект «Поднять самолеты, вернуть имена» объединил вокруг себя единомышленников-школьников. Ребята не только искали информацию о летчиках-перегонщиках и выступали на конференциях, но и выезжали на места катастроф. Сейчас в активных работах участвуют 15 ребят разного возраста – с 5-го по 10-й класс. По словам директора музея Ольги Подборской, сейчас в музее занимаются подготовкой юных экскурсоводов, готовых рассказывать об Алсибе, проводятся тематические музейные уроки, ребята пишут исследовательские материалы. Работа с молодым поколением – не самая простая, но, пожалуй, наиболее перспективная: сейчас в мероприятиях музея «Моя малая родина» участвует больше 800 школьников, а это означает, что память о перегоне Фэрбенкс – Красноярск не будет утрачена.

В честь героев

Летчики снова пройдут тот маршрут

Восстановлением памяти об Алсибе обеспокоены на самом высоком уровне. В этом году при поддержке Минобороны России, МИДа, Русского географического общества и Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации состоится перелет военных самолетов времен Второй мировой по трассе Фэрбенкс – Красноярск. Цель проекта – воссоздание исторических событий, произошедших в 1942–1945 годах, связанных с организацией и работой Алсиба.

В Красноярск летчики прибудут в начале августа.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 9 по 14 декабря
Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей Сибирского мужского хора
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности