Красноярск, находившийся вдали от фронта, на время войны стал конечной точкой трассы, которая сыграла решающую роль в Великой Отечественной. По этому воздушному мосту с 1942 года по 1945-й доставили из Америки более восьми тысяч боевых самолетов. Шесть тысяч километров от Фэрбенкса на Аляске до Красноярска усеяны траурными отметками – в авиакатастрофах погибли 115 летчиков. Не все самолеты найдены. Не все герои преданы земле.
Трасса для сумасшедших
22 июня 2014 года в небольшом садовом товариществе около железнодорожной станции Крючково собрались дачники – самые разные люди. Младшему из них было 5 лет, старшей – 85. В 10 утра группа углубилась в лес. Два километра по чащобе, через болота шли притихшие садоводы. В лесу их ждала гора искореженного металла, которая когда-то была новеньким ленд-лизовским самолетом А-20 G «Бостон». Тропа была заранее проложена двумя поисковиками – Александром Матвеевым и Александром Астаховым. Они вели дачников к месту катастрофы самолета, в которой погибли два летчика. При перегоне Красноярск – Омск 27 июля 1943 года в сплошной облачности на небольшой высоте самолет свалился в штопор. При ударе о землю машина и экипаж сгорели.
Светлым летним утром 2014 года на собранные в пирамиду обломки самолета возложили большую гирлянду из елового лапника с траурной лентой и почтили память пилотов минутой молчания. Для многих этот небольшой поход стал настоящим открытием: люди впервые услышали об Алсибе – засекреченной воздушной трассе, которая сыграла решающую роль в Великой Отечественной войне.
Обескровленному в первые месяцы войны Советскому Союзу крылатая техника, полученная по ленд-лизу от Соединенных Штатов, была жизненно необходима. Но как доставить ее невредимой – фактически под носом у врага? Единственный возможный путь – проложить маршрут там, где никто, «кроме самоубийц, сумасшедших или русских», летать не сможет. 6 450 км – без точных карт – через тундру и тайгу, над полюсом холода и двумя хребтами.
Алсиб стал трассой мужества: жесткие климатические условия с плохой видимостью, высокогорье. Для полноты картины необходимо напомнить, что техника, которую перегоняли летчики, была им малознакома. Обучение полетам на заграничных самолетах, как и все в военное время, шло очень быстро, техническая литература была на английском, которого советские граждане не знали. Наши летчики приклеивали переводные таблицы рядом с приборами, отмечали на приборной доске допустимые зоны, чтобы хоть как-то ориентироваться в показаниях.
Красноярск не случайно был выбран конечной точкой маршрута: в это время у нас был не только отличный аэропорт, но и авиационные специалисты высокой квалификации. Красноярский аэроклуб основан в 1934 году, именно на его базе сформирован в Великую Отечественную ночной бомбардировочный авиационный полк, прославившийся на Карельском фронте. Многие красноярские летчики полярной авиации были направлены в перегоночные полки. Обслуживал Алсиб чуть ли не весь Красноярск.
– Это было зимой 1943 года. Мы жили в поселке Первого Августа и часто слышали гул самолетов, – такие воспоминания красноярца Владимира Киндякова сохранили его родственники. – Взрослые шепотом говорили, что самолеты прилетают с востока, а затем улетают на фронт. Мне исполнилось 14 лет, и я пошел работать в мастерские авиационной школы. Работал учеником моториста. Однажды мы не выходили из мастерских несколько дней, ремонтировали «Дуглас», американский самолет. Спали и ели здесь же…
Найдем каждого!
Американская техника часто ломалась – не выдерживала наших экстремальных температур. Молоденькие летчики не знали, как с ней обращаться, мешали сложные метеоусловия. Снежница, Зеледеево, Злобино, Бугач, Кача – Красноярск и окрестности можно считать большим мемориальным комплексом: здесь погибли пилоты, которые так и не добрались до фронта. Каждое «летное происшествие» скрупулезно фиксировалось в отчетах: за взятое взаймы нужно было отчитываться, именно поэтому так точно установлены все места катастроф.
– Во время войны к гибели в тылу относились совсем не так, как к гибели на фронте, – объясняет Вячеслав Филиппов, авиационный инженер, сотрудник музея военно-инженерного института СФУ, который начал исследовательскую работу по Алсибу в Красноярске. – В архивных документах часто нет данных, похоронен погибший экипаж или нет. Во многих написано: «Сгорел вместе с самолетом» или «Похоронен на месте катастрофы». Где именно? Могилу найти можно только случайно.
В крае установлено шесть памятных знаков на местах катастроф – в Миндерле, Кононово, Зеледеево, Крючково, на Водоразделе… Все это сделано руками активистов – больше 10 лет в Красноярске ведется активная поисковая работа, в которой задействованы школьники, курсанты военно-инженерного института СФУ, взрослые люди, заболевшие Алсибом.
– В прошлом году после очередной статьи о самолете, упавшем в Енисей рядом с железнодорожным мостом, на меня вышли дайверы из Красноярского подводного центра, – рассказывает Вячеслав Филиппов. – Александр Матвеев, Александр Астахов, Сергей Свентитский оказались еще и матерыми таежниками. Алсиб зацепил их настолько, что ночами они перелопачивают Интернет – ищут информацию, а в свои законные выходные выезжают в экспедиции. Александр Матвеев стал таким специалистом по ленд-лизовской технике, что по любому найденному фрагменту может определить, к какой системе самолета он относится. За год благодаря им мы восстановили историю пяти катастроф.
Работа у поисковиков очень сложная – примерные координаты крушения известны, но, как правило, это огромные квадраты – лес, болота. Исследовать их очень сложно. Энтузиасты опрашивают местных жителей – вдруг кто видел в лесу обломки, потом выезжают на место и метр за метром прочесывают чащобу. Иногда находят совсем не то, что ожидали: например, довоенные катастрофы или самолет, упавший в 50-х. Оказывается, ленд-лизовская техника использовалась до 1956 года ведомственной авиацией геодезии и картографии. Хотя после войны мы должны были вернуть все.
В поисковых работах принимают участие и школьники. Школьный музей «Моя малая родина», который в 2005 году был открыт в лицее № 11, активно занимается сохранением памяти об Алсибе. Проект «Поднять самолеты, вернуть имена» объединил вокруг себя единомышленников-школьников. Ребята не только искали информацию о летчиках-перегонщиках и выступали на конференциях, но и выезжали на места катастроф. Сейчас в активных работах участвуют 15 ребят разного возраста – с 5-го по 10-й класс. По словам директора музея Ольги Подборской, сейчас в музее занимаются подготовкой юных экскурсоводов, готовых рассказывать об Алсибе, проводятся тематические музейные уроки, ребята пишут исследовательские материалы. Работа с молодым поколением – не самая простая, но, пожалуй, наиболее перспективная: сейчас в мероприятиях музея «Моя малая родина» участвует больше 800 школьников, а это означает, что память о перегоне Фэрбенкс – Красноярск не будет утрачена.
В честь героев
Летчики снова пройдут тот маршрут
Восстановлением памяти об Алсибе обеспокоены на самом высоком уровне. В этом году при поддержке Минобороны России, МИДа, Русского географического общества и Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации состоится перелет военных самолетов времен Второй мировой по трассе Фэрбенкс – Красноярск. Цель проекта – воссоздание исторических событий, произошедших в 1942–1945 годах, связанных с организацией и работой Алсиба.
В Красноярск летчики прибудут в начале августа.