Общественная палата Красноярского края продолжает проводить конкурс по выбору имени выдающегося соотечественника для присвоения аэропорту Хатанги. 10 августа будет завершен сбор предложений, затем в ходе социологического опроса из списка претендентов выберут топ-3 имен, а победителя определят в ходе народного голосования уже в сентябре.
О важности аэропорта Хатанги для всей страны и основных вехах его развития нам рассказал старший научный сотрудник Таймырского краеведческого музея Андрей Фимушкин.

— Когда был открыт аэропорт Хатанги и с чего все началось?
— История хатангской авиации очень богатая, почти столетняя. Первый самолет приводнился на реке в 1932 году, а авиагидробаза — предвестник аэропорта — появилась в 1936 году. К 1955 году построили первую взлетно-посадочную полосу длиной 1800 метров, а также двухэтажное многоцелевое здание аэропорта, в котором размещались администрация, службы и аэровокзал. С тех пор Хатанга стала ключевой точкой авиационного сообщения в Восточном Таймыре.
— Какие ключевые этапы развития аэропорта вы бы выделили?
— 70–80-е годы — время активного роста. Аэропорт принимал все типы самолетов. Хатангский объединённый авиаотряд выполнял уникальные задачи, обустраивал ледовые дрейфующие аэродромы для арктических экспедиций, в том числе международных на мыс Челюскина, острова Северной Земли и Северный полюс. Благодаря Хатанге в эти годы Ленинградский НИИ Арктики и Антарктики всесторонне изучает Северный Ледовитый океан.

В 90-е, как и во всей стране, в Хатанге наступает сложное время, но в 2000-х все меняется. В 2009 году была реконструирована ВПП, в 2011 году создано ФКП «Аэропорты Красноярья», куда перешли аэропорты южных территорий края, а потом и Таймыра, с 2014 года началась серьезная федеральная программа обновления техники.
Здесь важно отметить заслуги многолетнего руководителя Хатанги Николая Фокина. Благодаря ему удалось сохранить стратегическое авиасообщение в Хатанге в 2000-х годах, а в 2021 году, уже после его смерти, здесь открыли новый современный терминал, который заменил здание 1955 года. Новое здание рассчитано на прием всех типов воздушных судов и учитывает суровые северные условия, значительно улучшая комфорт пассажиров и возможности аэропорта.

— Почему аэропорт Хатанга настолько важен не только для Таймыра, но и для всей страны?
— Хатанга — форпост северных рубежей России и единственный аэропорт Восточного Таймыра с устойчивой погодой и полосой, принимающей любые самолеты. Отсюда стартует самый короткий путь в Арктику — на Северный полюс. Кроме того, аэропорт накопил огромный опыт поддержки арктических экспедиций и является неотъемлемой частью проектов туристического развития региона. Именно он обеспечивает доступ путешественников в уникальные уголки Арктики.
Не нужно забывать и о том, что благодаря аэропорту Хатанги Таймыр остается связанным с остальной страной круглый год, несмотря на суровый климат и краткий морской сезон. Это жизненно важный логистический узел для людей, грузов и исследовательских проектов.
Для Таймыра и всей России аэропорт Хатанга — настоящая арктическая крепость и сердце воздушного сообщения с северными территориями.




