У чувашей вся жизнь человека проходит в семье. И ее благополучие – основная заповедь этой национальности. Чуваши говорят: для нас главное – сделать два важных дела – поухаживать за стариками родителями и вырастить детей достойными людьми.
«Больше в таком не приходи»
Матвеевка в Казачинском районе деревня многонациональная. Здесь живут и татары, и поляки, и белорусы, и русские, но чувашей все же больше. Хотя соседи и не разбирают, кто какой национальности, говорят: все люди хорошие. И помогают друг другу.
Нина Федоровна и Анатолий Николаевич Исаевы чуваши по национальности, и в сибирскую деревню попали разными путями. Нина Федоровна в Матвеевке родилась, а выросла в Чувашии. Анатолий Николаевич – наоборот: в Чувашии на свет появился. А в три года приехал с родителями в Красноярский край. Каждый из них историю своей семьи знает и помнит.
– У меня родители в Матвеевку приехали из Карелии, прожили год, я здесь родилась, а потом уехали в Чувашию, – рассказывает Нина Федоровна. – Мама говорит: «Здесь комары, мошка, глушь. Я плакала в Сибири – зачем сюда приехала».
Нину в годовалом возрасте увезли в Чувашию, там она и выросла. Национальные традиции впитала с молоком матери – дома родители только на родном языке разговаривали и носили традиционную одежду.
– У чувашских женщин платье должно быть с двумя оборками. Моя мама такие и носила. Однажды пошла в магазин в платье с одной оборкой, ей выговор сделали: «Больше в таком не приходи», – улыбается Нина Федоровна.
«Глухомань. А мне нравится…»
Нина восемь классов окончила и решила ехать в Сибирь на заработки. В Матвеевке сестра старшая жила, у нее и поселилась девушка. Работала в деревне Должанка заведующей детским садом. А как-то пошла в клуб на танцы и встретила Анатолия.
Анатолий Николаевич говорит: сразу ее приметил. Он тоже чуваш, только обрусевший. Его родители большую часть жизни в Сибири прожили, но традиции своего народа соблюдали и язык знали.
Молодые месяц дружили, а потом в дом Нины сваты явились – родители Анатолия. Сели рядком со старшей сестрой невесты – договорились о скорой свадьбе.
– У чувашей принято красть девушек перед свадьбой. Ночь переночевали – значит, свадьбу играли, – рассказывает хозяйка дома. – А у нас не так было. Мы сначала вечер сделали, а потом я еще и свадьбу захотела.
На традиционной свадьбе у чувашей невеста за стол с женихом не садится – стоит рядом и жалостливые песни поет. Но Исаевы уже по советским правилам женились – с шуточным выкупом, гармошкой и ряжеными.
Нина Федоровна признается: думала – год поработает, а потом домой. Но Анатолий тогда на принцип пошел: «Ты отсюда не уедешь». И она осталась. Вот уже 43 года в Матвеевке, 40 лет возглавляет местный клуб.
– Мама мне говорила: «Глухомань, зачем ты сюда поехала?» А мне нравится. Кругом лес, речка.
«Хочу еще одного ребенка»
В Матвеевке раньше большой колхоз был – и молоко, и сметану, и колбасу делали. Анатолий в нем всю жизнь проработал – то механизатором, то комбайнером, то водителем. Молодым дом выделили. Но какой дом – одни стены. Анатолий сам до ума его доводил – отстроил по первому разряду.
А потом в доме дети поселились.
– Первый ребенок появился спустя 10 лет после свадьбы. У нас своих детей нет, все приемные, – рассказывает Нина Исаева. – Мне мама мальчика в Чувашии нашла. Я поехала и привезла. Эдику было всего шесть месяцев. Мы его усыновили. Он и до сих пор с нами живет, женился, двое детей уже.
Эдик до 26 лет не знал, что приемный. А потом пришел к матери: «Скажи честно – я вам не родной? Мне еще в детстве соседи сказали». Нина Федоровна все рассказала и предложила: давай мать твою найдем. Отыскала ее телефон (у той еще два сына было). И Эдик позвонил.
О чем был разговор, он матери не рассказывал, но потом приехал: «Вы мои родители».
Сын вырос, окончил школу и уехал в Красноярск. В доме стало пусто. У матери – депрессия.
– Поехала я в опеку: «Хочу еще одного ребенка», – рассказывает Нина Федоровна. – Планировали девочку взять. А когда в Красноярске нам нашли Маришку, позвонили из другого детского дома: у нее брат есть. Мы подумали-подумали – вырастут, искать друг друга начнут. Пусть уж не разлучаются. И взяли еще и мальчика – Демьяна.
Дети в дом вошли, как будто всю жизнь в нем были. Марине тогда исполнилось два года, Демьяну четыре.
«Давай, баба, салмай яшке!»
Исаевы говорят: никогда у них проблем с детьми не было. Все добрые, открытые – хорошие. И старших уважают, и друг с другом дружно живут. А это в семье самое главное.
– Как воспитывали? – Исаевы переглядываются. – Папа мальчишек в гараж и на посевную брал – вместе с техникой возились. А дочери мама секреты чувашской вышивки передавала, учила национальные чувашские блюда стряпать – куголь (пирог с мясом и картошкой), салмай яшке (лапшу).
Эти яства даже маленький внучок Исаевых признает. Плохо ест, а как к бабушке с дедушкой приедет: «Давай, баба, салмай яшке!»
Дети в деревне с малолетства при работе – хозяйство у Исаевых большое было: четыре коровы, пятнадцать свиней, куры. Сена надо накосить, всех накормить. А Эдик подростком еще и в колхозе подрабатывал: собирал крапиву на полях и сдавал в хозяйство – для телят.
Нина Федоровна, как бессменный директор сельского клуба, всех матвеевских ребятишек в кружки вовлекала. Сначала организовала взрослый ансамбль чувашской песни – исполняла родные напевы вместе с подругой и ее мужем. А потом группа распалась. И она решила создать детский чувашский ансамбль. Ребята пошли в клуб с радостью. Чувашский язык пришлось учить не только чувашам, но и детям других национальностей. Трудно, но они не жалуются. Записывают и учат слова, шьют костюмы – ездят на гастроли на районные праздники.
Вместе с другими детьми и ребята Исаевых в коллективе пели и плясали. Эдик чуваш по национальности, а Марина и Демьян русские, но и они чувашские слова за родителями повторяли.
– Демьян быстро от творчества отошел – стесняться начал, а Марина до сих пор на чувашском языке и стихи читает, и песни поет, – говорит мать семейства.
«Хорошие у нас дети…»
Дети выросли. Эдуарду сейчас 32 года, Демьяну – 22, Марине – 19 лет. Все живут в Красноярске – старший работает, младшие учатся. Демьян вслед за отцом выбрал профессию автомеханика, Марина постигает науки в педагогическом университете. Все они дружат между собой, праздники и торжества вместе отмечают. Приезжают к родителям в Матвеевку, не забывают.
– Хорошие у нас дети получились, – теплеют глаза у Нины Федоровны. – Не у всех родные такими выходят.