Ранним утром в редакции раздался звонок из далекой Дудинки. Пожилая жительница города Тамара Сараева решила поделиться с нами одной из самых острых для населения северных территорий проблем – отсутствием прямого авиасообщения между многими населенными пунктами края.
– Мои родственники живут в Игарке, – рассказала она. – Так для того, чтобы навестить их, мне необходимо прилететь за полторы тысячи километров в Красноярск, а уже потом пересесть на прямой самолет и лететь в обратном направлении, до города. Мало того что для меня, пенсионерки, это дорого, так это еще и просто абсурдно! Чтобы сэкономить, приходится ждать открытия навигации.
Если учесть, что расстояние между Игаркой и Дудинкой немногим более 200 километров, возмущение читательницы легко объяснимо.
Самолет в нашем регионе вообще не роскошь, а средство передвижения. По крайней мере так было очень долго: на протяжении десятков лет действовала разветвленная воздушная сеть, соединяющая, к примеру, Красноярск с Краснотуранском и даже Ачинском. Сейчас эти маршруты остались только в памяти пассажиров …
– Открытие воздушного маршрута Дудинка – Игарка нецелесообразно, – уверяет начальник управления транспорта администрации Таймырского муниципального округа Олег Мозгунов. – Пассажиропоток невелик. Правильнее было бы открыть рейс из более крупного города – Норильска. И год от года этот вопрос поднимается, но когда в прошлом году мы подсчитали стоимость билета, она составила 15–16 тысяч рублей в одну сторону. Естественно, никто за такие деньги не полетит. Хотя не отрицаю – жителям Игарки такой рейс помог бы решить многие вопросы без посещения краевого центра. К примеру, получить медицинскую помощь можно и в Оганере – там есть большая больница, и ехать в Красноярск было бы необязательно.
Пилотная площадка
По словам специалистов, основная проблема в том, что между конкретными населенными пунктами возможно лишь вертолетное авиасообщение, а оно очень дорого.
В министерстве промышленности и энергетики Красноярского края (именно оно ответственно за развитие воздушного транспорта) уверяют, что сложившаяся ситуация скоро изменится: край был выбран в качестве пилотной площадки для реализации проекта по региональной авиации.
– В соответствии с распоряжением правительства было создано федеральное предприятие «Аэропорты Красноярья», в состав которого вошли аэропорты Кодинск, Мотыгино, Подкаменная Тунгуска, Северо-Енисейск, Туруханск, – рассказывает Ольга Арамян, пресс-секретарь профильного министерства. – Выделены средства, которые будут направлены на реконструкцию и техническое перевооружение объектов наземной инфраструктуры аэропортов, что позволит не только сохранить, но и перейти к развитию сети, обеспечивая выполнение сертификационных требований и необходимый уровень авиационной безопасности. К примеру, в аэропорту Туруханск уже отремонтировали выборочно аэродромные покрытия и периметровое ограждение.
Понять, насколько важно заниматься модернизацией, можно, вспомнив недавнюю ситуацию с аэропортом северного поселка Диксон: из-за несоответствия инфраструктуры объекта новым требованиям его закрыли, и полеты выполняются только по специальным разрешениям…
Немало вопросов вызывает и авиапарк региональных авиакомпаний: напомню, что около года назад после аварий с участием Ан-24 эксплуатацию данных воздушных судов грозились запретить.
Этим летом в рамках проекта по развитию малой авиации в Красноярск привезли три двухдвигательных самолета L-410 UVPE-20. По словам специалистов, машины чешского производства хорошо приспособлены для работы в непростых сибирских условиях. Еще два таких же самолета планируется закупить в начале 2013 года.
Предполагается, что они будут работать на рейсах, связывающих Красноярск с Нижним Приангарьем – Богучанами, Кодинском, Мотыгино…
Возможно, долетят они и до Игарки, правда пока руководство компании «Аэропорты Красноярья» говорит о восстановлении маршрутной сети между соседними регионами и городами. С 1 октября – регулярный рейс в Кызыл. В планах – Абакан, Новосибирск, Братск и Новокузнецк.