Законодательному собранию совместно с исполнительной властью края удалось стабилизировать в значительной степени и политическую, и социальную, и экономическую сферы. Красноярский край стал интересен федеральному центру, крупным промышленным компаниям с точки зрения инвестиций. Начинается активная разработка углеводородных месторождений, строительство Богучанской ГЭС и промышленного комплекса в рамках программы развития Нижнего Приангарья.
В 2008 году случился первый экономический кризис,который потребовал новых навыков и от исполнительной, и от законодательной власти. Пожалуй, это время наибольшего сближения властей, поскольку уровень проблем был выше политических амбиций и личного пиара.
В 2010 году губернатором края назначен Лев Кузнецов. И роль Законодательного собрания в этом назначении можно считать решающей. Поскольку выбор был из трех кандидатур и окончательное решение было принято парламентским большинством того созыва.
В этом созыве постоянные комиссии преобразовываются в комитеты, постановлениями Законодательного собрания утверждаются не только председатели комитетов, но и их заместители.
Валерий Семенов, первый заместитель председателя Законодательного собрания края, первый созыв (2007–2011):
– Тот созыв Законодательного собрания ознаменован тем, что он стал первым в истории объединенного Красноярского края. Было много работы по формированию законодательного пространства нового субъекта. Мне довелось возглавить бюджетную комиссию трех территорий по формированию единой казны. Такое происходило впервые в истории новой России. Вспоминаю, как в один день, в один час все три субъекта приняли объединенный бюджет. После воссоединения Таймыра, Эвенкии и Красноярского края было принято большое количество законов о социальной поддержке населения.
На плечи депутатов созыва 2007–2011 годов лег груз проблем, возникший из-за мирового экономического кризиса, отразившегося и на нашем крае. Нам надо было сохранить промышленный потенциал, рабочие места, налоговую базу. В те годы край взял полномочия по финансированию лесной отрасли, строительного комплекса, машиностроения и социальной сферы. Нам тогда удалось найти особые пути решения сложных задач. Огромную роль в этом процессе играл губернатор Хлопонин. Была отлажена система взаимоотношений с федеральным центром, хотя, по большому счету, мы в те годы уже опирались на собственные ресурсы.
В тот период был создан Антикризисный совет края. Он по полочкам разбирал ситуацию на каждом предприятии. Одновременно получил толчок процесс по реализации многочисленных инвестиционных проектов. Был создан Инвестиционный совет, приняты законы об инвестиционной деятельности, о государственной поддержке инвестиций. Власть принимала смелые решения, которые впоследствии привели к тому, что уже к 2010 году региональный бюджет был бездефицитным. Сохранились рабочие места, сохранилась вера жителей края в способность властей найти пути преодоления возникающих проблем.
В том созыве мы переформатировали закон о межбюджетных отношениях, был разработан закон о бюджетном процессе в Красноярском крае, позволивший создать прозрачную схему взаимоотношений между краем и муниципальными образованиями. Как не вспомнить такой факт: на федеральном уровне закон о бюджетном процессе еще разрабатывался, а в Красноярском крае уже был принят. Многие положения краевого законодательства о бюджете легли в основу федеральных правовых актов.
Также ряд депутатских инициатив получил поддержку на федеральном уровне. Например, программа 2008 года «Чистая вода» партии «Единая Россия» переросла в федеральную программу. При Александре Хлопонине была утверждена программа по строительству детских садов, впоследствии такую же программу приняли на федеральном уровне. То же самое можно сказать и о строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов. Тогда при поддержке депутата Госдумы Андрея Воробьева проект вышел и на федеральный уровень. В те же годы появилась программа по стимулированию деятельности органов местного самоуправления, которая имела три формата: губернаторские гранты на благоустройство, затраты на социальные объекты и на дороги.
В целом кризис, как это ни покажется странным, позволил нам нарастить экономический потенциал Красноярского края.
Михаил Васильев, депутат Законодательного собрания, первый созыв (2007–2011):
– Тот период запомнился завершением большой работы по объединению трех субъектов в единый Красноярский край, что стало логичным окончанием многолетней истории. Если откровенно, то я сторонник укрупнения регионов.
Важным событием стала смена губернатора. Александр Геннадиевич Хлопонин пошел на повышение, а Лев Владимирович Кузнецов возглавил наш край. После этого изменилась расстановка сил, поменялись акценты в развитии.
Экономический кризис начал заметно корректировать наши планы по развитию края. В связи с этим не могу не вспомнить ряд законов, которые были направлены на поддержку реального сектора экономики. Наша оперативная реакция позволила в какой-то мере сохранить производственный потенциал территории. Впоследствии красноярский опыт законотворчества в сфере экономики был использован другими российскими регионами.
Некоторые проблемы не удалось разрешить, в том числе и реконструкцию аэропорта Емельяново. Работа в этом направлении продолжается по сей день. А если говорить об успехах, то одним из них является разработка и принятие краевого закона «О собственности». В этом документе появился ряд новелл, которых еще не было в федеральном законодательстве.
В качестве депутата Законодательного собрания у меня была очередная возможность убедиться в том, какой он все-таки огромный и трудноизмеримый –наш Красноярский край. Одно дело, когда ты видишь эти просторы по телевизору, и совсем другое – когда смотришь на все своими глазами. Курагинский и Новоселовский районы, Таймыр и Эвенкия – везде разные люди, разная природа, разные традиции. Все это вселяет гордость за наш край, а с другой стороны, накладывает отпечаток ответственности за принятые Законодательным собранием решения.
Василий Моргун, депутат первого созыва (2007– 2011):
– Запомнилась работа над новой редакцией Устава края. Тогда обсуждались общегуманитарные вопросы, которые на уровне региона нечасто рассматриваются. Было ощущение чего-то важного, судьбоносного. Собирать то, что развалилось в перестройку, было интересно. Помню острые дискуссии по поводу необходимости строительства онкологического центра в Красноярске. У меня тогда было ясное понимание того, что без нас, депутатов, этот вопрос не сдвинется. Так и случилось.
Не забыть борьбу против ферросплавного завода. Вложился в это дело умом и энергией, помню, как с Михаилом Васильевым мы допоздна готовились к приезду большой делегации из Москвы, формировали краевую позицию. Тогда я убедился, что бывают случаи, когда отступать некуда и лично от тебя зависит многое. Считаю, что моя позиция в итоге и была взята за основу. Заключалась она в том, что вопрос о плюсах строительства ЕФЗ бессмысленно рассматривать, так как в государственном докладе о состоянии окружающей среды экологическая обстановка в Красноярском крае уже названа критической.
Принятие закона о господдержке науки и инноваций позволило модернизировать работу краевого фонда науки в направлении связи с производством, курса на внедрение. Помощь научным коллективам увеличилась, стала осуществляться по многим направлениям. Удалось собрать коллективы разработчиков, восстановить научно-производственные связи.
Внесенный мной закон о запрете генно-модифицированной продукции вызвал беспрецедентное сопротивление. Вообще-то он был направлен на продвижение продукции краевого АПК, но с этим особо не разбирались. В ходе его обсуждения я отчетливо понял, что личные интересы подчас довлеют над общими.
Еще вспоминаю скромный документ – постановление о концептуальных положениях развития АПК края, – который наделал большой переполох в исполнительной власти, но позволил отстраивать осмысленные черты нашей аграрной политики, работающей часто в интересах меньшинства. Приятно видеть плоды своего труда – молоко в бочках продается и пользуется популярностью. А вот еженедельных сельхозярмарок в Красноярске так и нет, сельчане с продукцией личных подсобных хозяйств ютятся где придется. И оптово-розничный сельхозцентр так и не начали строить.
Самому оценить свою работу как депутата не получится. Скажу только, что, работая не на постоянной основе, я очень старался. Работая на профессиональном поле, становишься малозаметен для большей части населения, но получаешь результаты и удовлетворение от своего труда. Уходишь в популизм и риторику – ты на коне, может, и удовлетворение тоже есть при этом, не знаю. Наверное, депутаты ищут для себя свой баланс.