Бондарёв и Юдин

Что общего у мужика-философа и купца-библиофила

Бондарёв и Юдин Что общего у мужика-философа и купца-библиофила

Привожу многократно цитированные слова Льва Толстого: «За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое миросозерцание… два живущие теперь замечательные человека, оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу, – крестьяне Сютаев и Бондарёв».

Последний из них – Тимофей Михайлович Бондарёв, – кстати, чье 200-летие будем отмечать 3 апреля следующего года, – был не только нашим земляком (не по рождению, но по прославившему его сочинению и месту скончания жизни), но и личностью во многих смыслах колоритной, нетипичной и весьма сложной. Назвать это имя забытым нельзя – хотя бы потому, что деревня Иудино Минусинского уезда Енисейской губернии (ныне находится в административных границах Хакасии), куда он был сослан, переименована в его честь – в Бондарёво, – а самому философу поставлен памятник, пусть и очень скромненький.

Бондарёв принадлежал к тому редкому, впоследствии почти выбитому Октябрем типу русских людей, строящих свою жизнь в соответствии с убеждениями. Тимофей стремился к правде и святости, и хотя делал это странно, косоруко, но искренне и самоотверженно.

Тимофей Михайлович, Давид Абрамович и Лев Николаевич

По рождению он был сыном крепостного крестьянина области Войска Донского, рано выучился грамоте, женился, имел четверых детей, но в 38 лет чем-то провинился перед своим помещиком, и тот отдал его в солдаты.

Служил Тимофей на Кавказе в пехотном полку, слыл первым ротным грамотеем, вследствие чего был назначен полковым дьяконом. Но поскольку был человеком ищущим (другой вариант этого слова – непутевым), нашел на него стих – Тимофей отрекся от Христа, стал субботником (т. е. обратился в иудаизм, не будучи евреем по крови, что само по себе нелепо), сделал обрезание и превратился в Давида Абрамовича.

Государство на его духовные искания посмотрело просто – посадило ненадолго в тюрьму, выгнало из армии, а потом сослало в Сибирь, в ту самую деревню Иудино – название изобрел остроумный енисейский губернатор, куда помещал таких же, как Бондарёв, новоявленных «евреев».

На новом месте жительства воссоединившийся с семьей Давид Абрамович – Тимофей Михайлович занимался двумя вещами: крестьянствовал и думал. Причем в буквальном смысле: выходил на пахоту с тетрадкой за пазухой и мысли фиксировал, не отходя от сохи.

В том и другом преуспел: был крепким хозяином и, самое главное, создал труд «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца».

Изложенную в нем картину нового устройства жизни Тимофей Михайлович считал настолько важной, что решил не мелочиться и отправить рукопись императору, минуя промежуточные инстанции. Но на Минусинской почте, куда он явился бандеролью, случился коллективный инфаркт после прочтения служащими адреса «С.-Петербург. Царю». Бондарёва начали отговаривать, умолять, грозились посадить и в конце концов наотрез отказались отправлять посылку…

Помог политический ссыльный Лебедев, лично знакомый с звездой тогдашней журналистики Глебом Успенским, которому он рукопись и отправил – так сочинение Бондарёва оказалось в руках глыбы и матерого человечища.

Поскольку Лев Николаевич к тому времени (середина 80-х позапрошлого века) создал свои основные произведения и начал понемногу впадать в некое самосочиненное подобие йоги, книга сибирского мужика ему чрезвычайно понравилась.

Завязалась душевная переписка, со стороны графа зафиксировано 11 посланий Бондарёву. Здесь надо напомнить, что его учение по большому счету заключалось в том, что земледельческий труд должен поглотить существующие профессии и стать обязательным для всех.

Хлебный труд есть священная обязанность для всякого и каждого и не должно принимать в уважение никаких отговоров: чем выше человек, тем более должен пример показывать собою другим в этом труде, а не прикрываться какими-нибудь изворотами, да не хорониться от него за разные углы.

По тем временам это был идеологический трэш, отчего государство не желало Тимофея и в глаза видеть. Кстати, впоследствии его книга была издана в Париже.

Как подлинный фанатик идеи, Бондарёв был человеком чрезвычайно конфликтным – перелаялся со всей Иудиной деревней, с собственной семьей (ушел из дома и жил в бане), а под занавес жизни – с самим графом.

Попросту говоря, он Толстого достал.

Оставалось только посмертное прославление, чем Тимофей-Давид и занялся – начал строить гробницу, отдаленное подобие фараоновой пирамиды, испещренной цитатами из Учения. Рукопись «Торжества земледельца» и последующие, неизвестные широкой публике труды Бондарёв завещал положить в саркофаг – что и было сделано. Когда, уже при новой власти, гробницу вскрыли, рукописей при покойнике не оказалось.

Поскольку Толстой, который не только глыба, но и зеркало русской революции, был канонизирован большевиками, тень этой «святости» слегка задела и Бондарёва – общественность ломала голову, кто же мог решиться на подобное святотатство. А люди понимающие грешили на купца Юдина…

Пять товарных вагонов истории и культуры

Да, того самого Геннадия Васильевича, чью библиотеку каждый красноярец знает с детства. Почетный гражданин, второй гильдии купец, поднявшийся на торговле и производстве рома, ликера, множества сортов водки, добыче золота, лотерейных выигрышах и обративший свой коммерческий успех в создание одного из лучших собраний письменных раритетов в Российской империи.

Прямых доказательств того, что именно Юдин причастен к ограблению могилы крестьянского философа, разумеется, не было – но та неимоверная страстность, с которой он собирал книги и рукописи, вполне их допускала.

Советским школьникам великий библиофил был известен главным образом потому, что его книгохранилище несколько раз посещал Ленин, при этом говорили, что Юдин был паникер, смертельно боялся пожара и потому запрещал Ильичу работать при свечах, отчего их с Юдиным пути разошлись.

В действительности же дворянину Ульянову были интересны политэкономия, финансы, марксизм, а библиотека купца в значительной степени представляла собой уникальное собрание по истории Сибири. Причем библиотеки было фактически две – первую купец решил продать по причине своей болезни и продал в 1906 году за сущие копейки библиотеке американского конгресса – наш царь от покупки отказался. При отправке собрание книг и рукописей заняло пять товарных вагонов.

Но, к счастью, болезнь оказалась не смертельной – и Юдин принялся за старое: его новая библиотека оказалась меньше прежней, но все равно внушительной: одних только документов, касающихся истории торговли с Китаем, было приобретено 23 с половиной пуда.

Геннадий Васильевич очень не любил революций, Первую русскую встретил нервно и по божьей милости до Октября не дожил – скончался 17 марта 1912 года. Советам от него досталось более 10 тысяч томов – значительно меньше, чем та, первая библиотека в пяти товарных вагонах… Возможно, неизвестные рукописи Тимофея-Давида Бондарёва в них и находились.

Роднит этих двух людей, пожалуй, лишь то, что они кость отнюдь не белая – отец купца-библиофила тоже работал по питейной части, – но оба имели фантастическую страсть к познанию, вполне четкую цель и волю к ее воплощению. Не беда, что купец знал иностранные языки, а мужик-философ писал как бог на душу положит. Сама по себе цельность этих людей – наше достояние. Во времена мира, сытости и всеобщей теплохладности – достояние очень ценное…

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности