О нем сказано и написано так много, что, кажется, трудно к этому что-то прибавить. Может быть, стоит отметить только одну деталь: сила любой страны определяется не столько количеством талантливых людей, сколько наличием систем – промышленных, научных, творческих, каждая из которых есть отдельная вселенная. Лихолетье может сломить человека, но система выживет и будет побеждать, что, к примеру, показывают создатели российского оружия, как и прежде, «не имеющего аналогов». Дмитрий Миндиашвили создал одну из таких вселенных, которая во многом определяет и, уверен, будет определять мировую расстановку сил в спортивной борьбе. Видимо, это и есть главный итог его огромной жизни.
– Вы начали тренировать борцов, будучи действующим спортсменом. Когда пришло осознание того, что ваше призвание – учить?
– В ранние годы. Еще в детстве мне нравилось, когда я показывал другим то, что умею, и у них это получалось. Класса с шестого-седьмого учитель физической культуры доверял мне проводить общешкольную зарядку. В армии закончил с отличием школу младших специалистов, был командиром отделения – учил ходить строевым шагом, показывал гимнастические упражнения на перекладине, брусьях. Сам усиленно занимался гиревым спортом. Пошел на повышение – стал помощником командира взвода, затем старшиной роты. Моя рота была первой в полку и трижды удостаивалась чести вынесения знамени части на парадах. Такое доверие редко кому оказывали. Я был среди тех, кто строил Семипалатинский полигон, а потом участвовал в испытании первой в мире термоядерной бомбы. На полигоне работала механизированная колонна «Сибстроймеханизации». Располагалась она рядом с нашей частью. Вечерами мы, солдаты, ходили на танцы, и там я познакомился со своей будущей женой. Красивая девчонка, скромная – влюбился страшно. Потом мехколонна уехала в Красноярский край, на строительство дороги Абакан – Тайшет. И когда меня демобилизовали, я тут же по комсомольской путевке поехал в Сибирь, за ней. Я тоже строил эту дорогу, работал на самосвале. 13 марта 1956 года мы зарегистрировались. На свадьбе я был в спортивном костюме с начесом и в рубашке с короткими рукавами – другой не было. Но я, пока в армии служил, откладывал со своего солдатского жалованья, и хватило на отрез ткани на платье – это был мой свадебный подарок будущей жене.
На стройке моментально развернул спортивную работу. Очень я хотел бороться, потому что еще в детстве занимался грузинской борьбой. Называется она чидаоба. Не существует такого народа, у которого нет своей национальной борьбы. Это подлинно народный вид спорта. Есть даже поговорка: «Москва бьет с носка». Это ведь о подсечке говорится… Я участвовал в перекрытии Енисея на строительстве Красноярской ГЭС, железной дороги Ачинск – Абалаково, с нуля строил Коммунальный мост… Нас с женой поселили в двухосном вагоне на станции Бугач. По утрам приходилось колоть топором замерзшую воду – так вот мы жили, но все равно были счастливы. Там, в 56-м году, родился наш первый сын Валера. Работал я на самосвале, а свободное время отдавал борьбе – классической, потому что вольной тогда еще не было. Занимался у Анатолия Алексеевича Солопова, нашего легендарного мастера. Классическая борьба мне очень помогла, поскольку это базовый вид. Правда, в ней разрешается действовать только до пояса, но я добавлял к классике приемы грузинской борьбы, где есть подсечки, обвивы… А физически я был очень сильным. Помню, на первенстве Туркестанского военного округа 50 раз кистью выжимал пудовую гирю, а на мизинце – 25 раз, и пять раз выжимал две двухпудовые. Все эти три фактора объединились, и в итоге через полтора года занятий в 1959 году я стал чемпионом Красноярского края по классической борьбе. Хотя, конечно, не все шло гладко: на тренировках у всех выигрывал, а на первых своих соревнованиях – всем проиграл. Не было у меня соревновательного опыта. Пришел домой, бросил борцовки в угол, сказал: «Все, больше бороться не буду, позориться не хочу». Жена ехидно так: «Эх ты, а еще говорил – я грузин». И так она меня зацепила – за характер, за волю, – что, можно сказать, вернула меня в борьбу. А в 1957 году пришло положение о том, что в Туле будет проводиться чемпионат РСФСР по вольной борьбе. Собрали из разных городов края тех, кто хоть немного вольной занимался, и тех, кто был в сборной по классической борьбе, и поехали мы в Тулу. Там я занял пятое место, выиграл у трех мастеров спорта. Для всей команды это был очень большой успех. Меня заметил главный тренер сборной России Владимир Кириллович Крутьковский – кстати, во время войны он был личным адъютантом Рокоссовского. Великолепный был педагог, организатор, настоящий мужик – я у него очень многое взял, спасибо ему, Царствие ему Небесное… Он стал привлекать меня на сборы. А я между тем упорно тренировался параллельно работе. Специально ради тренировок ушел из шоферов в грузчики, потому что у них рабочий день был до пяти. В итоге я стал восьмикратным чемпионом Урала, Сибири и Дальнего Востока по вольной борьбе.
В 58-м Владимир Кириллович включил меня в состав сборной команды республики на чемпионат СССР. И представляете, какое совпадение, – проводился он в Тбилиси. И радость была, и ответственность, и страх проиграть, опозориться. Мой дед, все мои родственники – кстати, многие из них очень хорошо владели грузинской борьбой, – пришли болеть за меня. Выступил я, можно сказать, блестяще – пять схваток выиграл чисто, всех побросал прогибом, – и занял четвертое место из 35 возможных. Первым в Сибири и на Дальнем Востоке выполнил норматив мастера спорта Советского Союза по вольной борьбе. Вот с тех пор стали меня привлекать к тренерской работе. На первую тренировку пришло ко мне три человека. Сейчас по всему краю около 50 тысяч человек занимаются вольной борьбой. Как мог поднимал массовость. Ходил по предприятиям, устраивал соревнования. Все директора заводов знали меня лично. Затем поехал по краю, начиная с Дудинки, Норильска, Талнаха и до Хакасии. В итоге уже в 60-х годах краевая команда очень серьезно заявила о себе.
В 65-м на чемпионате России в Калининграде выиграли даже у такой серьезной команды, как сборная Северной Осетии, где огромные традиции борьбы. Это – для понимания – все равно что футболисты нашего «Енисея» победили бы сборную Бразилии. На том чемпионате мы заняли второе командное место. Никто не верил, что такой успех вообще может быть. И с тех пор пошло: мы выиграли три Спартакиады народов России, появились такие ребята, как Ваня Ярыгин, который сначала стал первым в крае чемпионом Советского Союза среди юниоров, а потом среди взрослых – это было в 70-м году в Махачкале. В финальной схватке Иван боролся с чемпионом мира Владимиром Гулюткиным и положил его на лопатки. Произвел фурор в Махачкале! Ему трибуны кричали «Шамиль! Шамиль!» – потому что Ваня, как и Шамиль, их полководец, был рыжий. После схватки его на руках пронесли вокруг стадиона, а когда нас провожали, поезд задержали на 40 минут.
Потом Ваня боролся за сборную страны на чемпионате Европы, а в 1972 году поехал на Олимпийские игры. Вообще, сегодня таких результатов, которые показали наши ребята, не имеют даже отдельные государства.
– Человек со стороны, познакомившись хотя бы с кратким перечнем ваших достижений, поймет, что каждое из них могло бы составить отдельную успешную карьеру. Складывается впечатление, что у вас не было провалов, вы всегда побеждали. Я не прав?
– Почему же – правы. Мне часто задают вопрос – почему так получилось? Благодаря чему это было достигнуто? Раньше ведь какая существовала система: появлялся в Сибири талантливый борец, его забирали в Москву, в Ленинград или Киев. Считалось, что Красноярск – отдаленный город, чемпионом там не стать. А я поставил задачу готовить чемпионов здесь. Это сыграло огромную роль. Мы обеспечили себя тренерами, воспитанными в нашей же школе. В 67-м я стал первым в крае заслуженным тренером России, в 72-м – заслуженным тренером Советского Союза. Сегодня у нас воспитано около 60 заслуженных тренеров Российской Федерации, а чтобы получить это звание, нужно воспитать не ниже чемпиона Европы. Десять золотых олимпийских медалей – это чудо! Иван Ярыгин стал первым победителем Олимпиады в крае и первым двукратным олимпийским чемпионом в России. Первый абсолютный чемпион мира Ахмед Атавов – наш. Первый трехкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев – наш!
Но я скажу – мы можем еще прибавлять, резерв для этого очень большой, потому что есть базовый задел – массовость и совершенствование тренировочного процесса. Поначалу где мы занимались? В залах, не приспособленных для борьбы, без умывальников, душевых, тренировались в подвалах, коридорах и даже на сцене Дворца культуры. Я был согласен на все, потому что очень любил свое дело. А после появления Ивана Ярыгина мы открыли первую к востоку от Урала школу высшего спортивного мастерства. Спасибо за это Павлу Стефановичу Федирко, тогдашнему первому секретарю крайкома партии, очень он нам помог. Я первым в России понял: чтобы создать систему подготовки борцов, нужна научно-методическая основа. Там, где есть наука, там может сложиться и система. А нет системы – появится один талантливый человек, «выстрелит», и на этом все закончится. Так, например, получилось в Иркутске. Первым олимпийским чемпионом в Сибири и на Дальнем Востоке стал в 1956 году иркутянин Костя Вырупаев, и после него никто из тамошних борцов даже в десятку не попадал, потому что не было системы. У нас – есть. Мы – единственная школа, имеющая свой отдел науки. Меня всегда убеждали, что это лишнее, и по штату не положено, но мы всеми правдами и неправдами держались за эту идею. Наука прежде всего позволяет узнать, на что способен человек, каковы его природные возможности – быстрый он или нет, взрывной ли, гибкий ли, какое у него сердце, какой объем легких… Мы начали заниматься наукой еще в 60-х годах. В настоящее время на базе нашей академии существует департамент спортивных единоборств КГПУ имени В. П. Астафьева. В академию приходят ребята, которые впоследствии могут стать высококлассными спортсменами, получить высшее образование, защитить диссертацию и таким образом стать настоящей личностью. Мы прежде всего через спорт воспитываем личность.
– Вы стали свидетелем огромного количества перемен, произошедших в нашей стране. Что бы вы пожелали молодому человеку, не обязательно спортсмену, который только вступает во взрослую жизнь?
– Молодежь у нас талантливая, развитая, но при этом очень заметна одна особенность – еще вылупиться не успел, а уже ищет себе привилегии. Где бы я ни работал – мне везде нравилось. И когда в 11 лет индюшат пас, и когда в 15 стал чабаном. Мечтал научиться ездить на машине – и научился. Всего себя отдавал, чтобы меня не считали дармоедом. Для своих учеников делал больше, чем для собственных детей, понимая ответственность за их судьбы. Поэтому желаю нашей молодежи быть благодарными. Хотя бы за то, что они есть на свете. Ведь часто слышишь: «Я никому ничего не должен!» Как «не должен»? Маме, которая тебе жизнь подарила? Отцу? Не благодарен луне, звездам, когда они светят прекрасной ночью? Солнцу не благодарен? Надо всю жизнь быть благодарным – Родине, природе, товарищам, друг другу – и каждый день помнить: ты должен отрабатывать то, что они подарили тебе.
КОММЕНТАРИИ
Александр УСС, временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края
– Дмитрий Георгиевич Миндиашвили – почетный гражданин Красноярского края в самом высоком смысле этого слова. Люди такой породы, как он, составляют соль земли красноярской и всей России. Когда-то совсем молодым приехав в наш край, он стал настоящим сибиряком и не только основал здесь Академию борьбы, но и воспитал выдающихся атлетов нашего времени, олимпийских чемпионов, сильных личностей, превратил Красноярск в международный центр спорта.
Обладая уникальным талантом борца-миротворца, невероятным трудолюбием, открытым сердцем и страстной душой, Дмитрий Георгиевич сам стал явлением, которое притягивает и объединяет людей. Для меня этот человек обладает особой притягательной силой, потому что он много общался с моим отцом. Это люди, на которых держится мир, от которых исходит запах хлеба.
Я хочу выразить искреннюю благодарность Дмитрию Георгиевичу за годы прекрасного, самоотверженного труда, которые он посвятил Родине, Сибири, Красноярскому краю, за все, что он сделал для развития борьбы, для становления интернационального духа нашего региона.
Наталья ЯРЫГИНА, супруга Ивана Сергеевича Ярыгина, президент фонда Ивана Ярыгина, первый вице-президент Федерации спортивной борьбы России, член бюро UWW
– Для меня и Ивана он значил и значит намного больше, чем просто тренер. Он – и отец, и брат. Слава Богу, мы и сейчас остаемся одной семьей. Это близкий, родной человек. Если же говорить о его вкладе в вольную борьбу, то он неоценим. Воспитать столько чемпионов СССР, России, чемпионов Европы, мира, Олимпийских игр, и самое главное, практически на ровном месте создать одну из лучших академий в мире – это дорогого стоит. На мой взгляд, главная его черта – целеустремленность, умение увлечь за собой людей. Он так умел все преподнести, что всегда хотелось встать в строй и идти за ним. Помню, Иван сначала не очень любил борьбу, мечтал о футболе, а Дмитрий Георгиевич его переубедил. Не знаю, какие слова он для этого нашел… Но нашел! Он всегда их находил.
Алексей ШУМАКОВ, олимпийский чемпион по греко-римской борьбе, доцент кафедры физического воспитания КрасГАУ
– Я уже шел путями Ивана Ярыгина, из которого Дмитрий Георгиевич сделал мастера, чемпиона, личность. Когда мы с Иваном готовились к Олимпиаде – он к своей второй, я – к первой, Дмитрий Георгиевич всегда был с нами, болел за нас. Он создал спортивный комплекс, которому нет равных в мире. Это настоящая кузница чемпионов, в которую едут со всей страны. Он все и всегда стремится делать по максимуму. Когда только все начиналось, он поставил задачу – чтобы в каждом уголке нашего края было отделение вольной борьбы, – и добился своего.
Петр ПИМАШКОВ, депутат Государственной думы
– Для нас, красноярцев, Дмитрий Георгиевич больше, чем человек-легенда. Он строил наш город – и в буквальном смысле, работая в молодости водителем грузовика на строительстве Коммунального моста Красноярска, и в жизненном значении. Выдающийся тренер, безгранично преданный своему призванию человек, он заложил легендарные традиции в историю красноярского, отечественного и мирового спорта.
Среди воспитанников Дмитрия Георгиевича – блистательная плеяда чемпионов и победителей, которые прославили наш край и страну, подарили незабываемые минуты триумфа и радости миллионам поклонников спорта. И лучшим учеником был Иван Ярыгин.
Благодаря таланту Дмитрия Георгиевича, высокому профессионализму, невероятной энергии и огромной работоспособности тысячи красноярских мальчишек стали увлекаться спортом. Нет больше в России такой школы борьбы, которую создал Дмитрий Миндиашвили. Он внес значительный вклад в развитие отечественной и мировой науки. Он – доктор педагогических наук, профессор, почетный член многих академических центров.
Он – патриарх, учитель, мудрый, справедливый, один из духовных отцов нашего времени. Человек, отдавший всю свою сознательную жизнь служению Родине и краю. Я благодарен судьбе за возможность дружить уже много десятилетий с этим необыкновенным человеком.