Борьба с оккупацией

Чем грозит отмена сертификации продуктов российскому потребителю?

Борьба с оккупацией Чем грозит отмена сертификации продуктов российскому потребителю?

Как говаривал в своих монологах сатирик Жванецкий: «В России тебя не покидает ощущение оккупированной территории. Никогда не знаешь, где тебя обманут, кинут, отравят…» С тех пор много воды утекло, хлорированной хорошо и плохо, а проблема осталась. Ощущение, что не сегодня-завтра «подорвешься на мине» или как минимум купишь кота в мешке, не покидает.

Помнится, мэр Красноярска во второй половине 90-х в лучших комсомольских традициях устраивал ночные рейды со товарищи и сотрудники милиции по ларькам с целью экспроприации «катанки». В постперестроечные времена подпольные цеховики вполне честно разводили питьевой спирт водой, заливали в бутылки и закатывали алюминиевой пробкой, плохо копируя фабричную. Отсюда и название «самокат», «катаная водка». Ничего страшного в этой водке не было, кроме того, что это был обычный питьевой спирт, в кустарных условиях смешанный с водой, с криво наклеенной этикеткой и соответствующей низкой ценой – в 2-3 раза дешевле водки фабричной.
Качество «катанки» поддерживалось честным именем «производителя» на фоне обильной конкуренции. Имя хорошего производителя передавалось из уст в уста. Правда, срок жизни «бренда» на рынке часто был не очень долгим – все же бизнес высокорискованный.
По статистике, до введения обязательной сертификации в 1993 году до 90 % всех товаров, продающихся в стране, были поддельными. И о безопасности граждан стали активно печься после принятия закона о техрегулировании с выдачей государственных сертификатов.
Не знаю, где органы статистики насчитали столько подделок, но, по моим личным ощущениям и воспоминаниям, купить дорогой коньяк или водку и напороться на ацетоно-спиртовую смесь было маловероятно. Торговец в ларьке хорошо понимал, что дело может закончиться для него банальной расправой. Контрафакт же в нынешнем виде, когда сам же производитель в третью смену штампует яд по готовым сертификатам, тогда отсутствовал – не было необходимости в такой погоне за сверхприбылью. Подделка чего бы то ни было, по сути, наш ответ на многочисленные проверяющие инстанции. Чем их больше, тем выше накладные расходы. А значит, у производителя стремительно возрастает мотивация к компенсации потерь. В итоге полки магазинов занимает контрафакт. Вполне законное – все документы на месте. Доказать подлог практически невозможно, привлечь к ответственности – тем более. Замкнутый круг. Чем больше контролируем – тем меньше качества на выходе.
И вот, после долгих раздумий, государственные мужи придумали, как нам переустроить торговую Россию: с 15 февраля на смену обязательной сертификации ряда продовольственных товаров и косметической продукции пришла система декларирования. Теперь правительство попытается повысить ответственность производителей и продавцов за реализацию некачественного товара с помощью десятикратного увеличения штрафов – они будут составлять от 5 до 500 тыс. рублей. Предполагается, что нововведение снимет административные барьеры, упростив ведение бизнеса, и позволит защитить потребителя от подделок и некачественной продукции.
Отмена обязательной сертификации продукции вызвала разноречивые комментарии и оценки. Как известно, теперь без сертификата соответствия можно будет торговать сахаром, хлебом и хлебобулочными изделиями, овощными и рыбными консервами, джемами, замороженными овощами, винами, коньяками, пивом, водой, чаем, солью, мукой, сухими завтраками, мясом, колбасами, мясными полуфабрикатами, фруктами и морепродуктами. То есть речь идет о продуктах ежедневного потребления.
Как полагают сторонники такого решения, отмена сертификации позволит снизить цены на продукцию. Также обращается внимание на то, что в ЕС обязательной сертификации подлежат всего 15 %, в то время как в России – 54 %. Правда, Европа да-факто признала недостаточную эффективность действовавшей системы, и с текущего года там начала работать новая схема, согласно которой производители обязаны также контролировать и систему оптовой и розничной торговли своего товара.
У нас же теперь вся надежда возлагается на СЭС, которая будет проверять безопасность товара. Однако на данный момент ситуация выглядит откровенно опасной: старая система контроля фактически отменена, как будет осуществляться контроль за рынком в новых условиях – пока не ясно.
Вячеслав ЧАНЧИКОВ
слово депутата рубрика
Владислав ЗЫРЯНОВ
депутат Законодательного собрания края

– Что такое сертификация? Это подтверждение соответствия некоторым стандартам, и у нас была прекрасная система государственных стандартов ГОСТ, которая пошагово рассказывала, какая должна быть продукция – от колбасы до болта. Но мы перешли на рыночные рельсы, в страну хлынула продукция из-за рубежа, и появилось такое понятие, как технический регламент, в котором прописаны основные понятия и стандарты безопасности продукции. Техрегламент не был некой константой, а задавал общий коридор, рамки соответствия. Мы сейчас отменяем сертификацию на пищевые продукты. Это означает, что полный регламент не готов, подтверждать качество продукции не надо. На мой взгляд, какого-то роста качества продуктов питания после нововведения ждать не приходится. Скорее наоборот.
Я занимаюсь уже не один год вопросами качества нефтепродуктов. И с одной стороны, конечно, там, где есть государственный надзор, зачастую он перетекает в коррупционные схемы. С другой стороны, когда государство поручило контролировать качество топлива самим коммерсантам, рассчитывая, что конкуренция все расставит по местам, ситуация обернулась плачевно – треть нефтепродуктов на рынке РФ либо не соответствует стандартам качества, либо откровенно поддельная.
Закон предусматривает максимальный штраф за несоответствие техрегламенту – 50 тыс. руб. На недавней сессии ЗC с моей подачи мы с группой депутатов предложили увеличение размера штрафа за нарушение техрегламента до 500 тыс. рублей. Есть положительный отзыв правительства РФ, и есть хороший шанс, что Госдума примет наше предложение. По этому принципу живет весь развитый мир – коммерсант должен понимать, что если его поймают на факте недобросовестной продукции, это может угрожать всему его предприятию или бизнесу. Он знает, что ответит по полной.

Кроме того, сертификация сегодня порой выступает как легальный заградительный барьер на поставку товаров на рынок. И зачастую инструмент этот используется не во благо, ограничивая свободную конкуренцию, перекрывая доступ на рынок альтернативных товаров. Поскольку предъявляются такие требования к продукции, которые выполнить нереально. Когда стандартов нет, чиновники придумывают их по ходу дела. Я считаю, что нужно сделать акцент на требованиях государства и карательном мече штрафных санкций вплоть до полного закрытия предприятия.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи