Зооцентр на улице Затонской начал работу в конце 2016 года. Тогда общественное объединение любителей животных «Друг» праздновало свое 10-летие. Приют для бездомных четвероногих стал хорошим подарком к юбилею общества.
Ничьих не бывает
Ветврач нового зооцентра Светлана Аксенова обходит своих питомцев – кому-то нужно поставить укол, кому-то закапать глаза. Сюда поступают брошенные, больные кошки и собаки. Обморожение, истощение, переломы – не редкость у друзей человека. Совсем ничьих здесь не так много. Светлана отмечает: зачастую привозят выброшенных на улицу людьми. Таких можно определить по дисциплине и чистоте: кошечки на лоток сразу начинают ходить, а у собак ушной клещ отсутствует.
– Бывает, даже беременных на улицу выбрасывают, чтобы малышей не выхаживать, – замечает Светлана. – Или страдающих хроническими заболеваниями. Котов, например, с больными почками.
Немало и тех, кого спасти невозможно – настолько запущена болезнь. Онкологией кошки и собаки страдают так же, как и люди. И для них это заболевание смертельно. Осматривают, обследуют, а если признают безнадежным, усыпляют.
Но больше лечат. Вот Персик – добродушный приветливый пес, видимо, потерявшийся – приехал в зооцентр с тяжелой формой чумы и букетом других заболеваний, а сейчас здоров – бегает, приветствует лаем каждого входящего. Собака Кися тоже с чумой попала в руки ветеринаров. Оклемалась, восстановилась и из теплого вольера переехала на улицу.
У каждого кота или собаки свое место – с собственной чашкой и туалетом. Каждая клетка обустроена канализацией. С животными гуляют – территория зооцентра позволяет, но если пес после операции (а всех попавших сюда стерилизуют), нужно ему отлежаться, подлечиться. Не до прогулок.
Приходите и берите
Члены общественного объединения «Друг» давно мечтали о пункте передержки. Любители животных уже организовали службу спасения – выезжают по звонку и вызволяют кошек и собак из трудных ситуаций. В новогодние праздники, например, пес, испугавшись фейерверков, забрался под каменную плиту, а вылезти не смог. Вот и пришлось руководителю зооцентра и координатору службы спасения Олегу Василевскому выдалбливать отверстие, чтобы спасти оголодавшее животное. Работает информационный центр, клиника и пункт стерилизации. Не хватало только пункта передержки. Волонтерам приходилось пристраивать беспризорников в хорошие руки на дом – пока животное вылечится и откормится. Но ведь не каждый может приютить бродячего больного пса или кота.
– Мы три года добивались, чтобы это заброшенное и разрушающееся здание отдали нам в аренду под пункт передержки, – рассказывает руководитель общественного объединения «Друг» Виктор Долженко. – Оно подходит нам по санитарным нормам – рядом нет жилья, а территория достаточная для выгула животных.
Открыть зооцентр удалось благодаря субсидии, полученной от правительства Красноярского края. На эти деньги сделали небольшой ремонт, оборудовали вольеры, приобрели лекарства и корма. Да и красноярцы помогают приобрести все необходимое для беспризорников. Звонят, предлагают корм или деньги. Одна семья каждый месяц из своего бюджета взялась выделять по две тысячи рублей. Виктор Михайлович строго ведет бухгалтерию: приход, расход. А потом отчитывается перед благотворителями, на что потрачены средства.
– Приходят волонтеры, сердобольные бабушки – помогают ухаживать за больными собаками и кошками, кормят их, – говорит Виктор Долженко. – Спасибо им.
Сейчас в зооцентре содержится 20 кошек и более 40 собак. Как говорит Светлана Аксенова, места еще есть. Здесь готовы приютить каждого страждущего усатого и хвостатого. Если будет большой наплыв – поставят дополнительные вольеры, да и сами питомцы не прочь подвинуться. Уже выздоровевшие спокойно разгуливают по двору – бегают, веселятся, ждут новых хозяев.
Вылечить и стерилизовать – одна часть работы нового зооцентра. Пожалуй, основное – найти для питомцев семью. Хорошие руки, которые уже не оставят их погибать без еды и воды, не выбросят за ненадобностью на улицу. В этом зооцентру помогает общественная организация «Хатико». Фотографии питомцев размещаются в социальных сетях и на сайте волонтеров.
Светлана с удовлетворением замечает:
– Берут всех. Иногда придут за одной кошкой, а увидят другую – и забирают. Но любят уже приученных ходить в лоток, умеющих охранять дом.
Кошки и коты расходятся, а вот с собаками сложнее. Есть здесь и малыши, и взрослые псы. Сейчас, например, хозяина ищет добрейший черный Дружок, которого нашли на улице с ушибом головы. Сейчас он чувствует себя хорошо, очень ласков, понимает команды «место», «лежать». Идет на контакт с людьми. Приезжайте и берите. Как показывает практика, животные, прошедшие холод и голод улицы, до конца своих дней верны приютившему их человеку.
Если вы видите, что животное попало в беду, а своими силами его спасти не можете, или если вы готовы принять в дом кошку или собаку из зооцентра, звоните по телефонам 22-88-911 или 245-45-11.
В ПЛАНАХ — ЗАРАБАТЫВАТЬ
В зооцентре уже сегодня задумываются над тем, как самим зарабатывать деньги на лечение и кормление доставленных бродячих животных. У общественников масса планов. Правда, когда они воплотятся в жизнь, неизвестно. На все требуется время и силы.
Кроме пункта передержки животных решили открыть на Затонской гостиницу для домашних животных – с вольерами и бассейном (!). В мечтах – организовать хостел для тех, кто приезжает в Красноярск на выставки собак или кошек. В гостиницы с домашними питомцами не пускают, а где переночевать участникам состязаний? Здесь можно вести и клубную работу. И все же главная цель достигнута: зооцентр стал домом для бродяжек.
Не гуманно – не по закону!
В конце прошлого года разразился скандал: прокуратура Красноярска проверила исполнение контракта на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных и выяснила, что предоставленные предпринимателем отчеты, мягко говоря, не соответствуют его фактическим возможностям.
Предприниматель за 9 млн рублей должен был за полгода отловить, транспортировать и осмотреть 5200 безнадзорных животных. 5100 доставить в пункт передержки. 1040 из них кастрировать, чипировать и выпустить в прежние места обитания, а 4160 – отправить на эвтаназию и утилизацию. По состоянию на начало октября 2016 года исполнителем якобы было отловлено более четырех тысяч беспризорников, 876 из них стерилизовано и выпущено в естественную среду, остальные подвергнуты эвтаназии. За это подрядчик получил от заказчика – МКУ Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» – 6 млн рублей. Но прокурорская проверка эти данные подвергла сомнению и установила: в имеющемся у подрядчика пункте передержки нельзя содержать столько животных. В помещении на улице Пограничников имелось только 50 клеток небольшого размера (метр на метр). По три-четыре собаки содержать в них невозможно. Более того, у держателя контракта обнаружилось два реестра поступления и убытия безнадзорных животных, сведения в них существенно различались между собой. При этом заказчик подписал акты приемки работ без замечаний и деньги предпринимателю выплатил.
То есть контроля за исполнением контрактных обязательств не было, бюджетные средства израсходованы неэффективно и неправомерно.
Сегодня ответственное лицо МКУ «УДИП», подписывающее акты приемки работ, уволено, контракт с «криминальным» предпринимателем расторгнут. Интересно, что и раньше общественники обвиняли его в живодерстве. И нынче уверены: вместо того чтобы обследовать и стерилизовать собак, а затем выпускать в места обитания, он их попросту отстреливал.
– Стреляют дешевыми запрещенными препаратами, и собака умирает в муках, – предполагает Виктор Долженко. – Это негуманно, противозаконно.
В 2013 году постановлением правительства Красноярского края в нашем регионе была принята система гуманного регулирования популяции безнадзорных животных. Бродяг нужно отловить (можно выстрелить из специального ружья обездвиживающим препаратом), доставить в пункт передержки, осмотреть, диагностировать, стерилизовать и вакцинировать. А затем доставить в прежнее место обитания. Гуманной эвтаназии подлежат только агрессивные, представляющие опасность для человека, а также больные животные.
Но этот закон не соблюдается, уверен руководитель общественного объединения «Друг».
– Мне звонят из разных районов края и жалуются на жестокое обращение с безнадзорными животными, – говорит Виктор Долженко. – Собак попросту убивают на месте, нередко на глазах детей. В ответе за это муниципалитеты, которым делегированы полномочия по работе с безнадзорными животными: они не контролируют действия подрядчика, которому платят деньги. Если видите нарушение закона, идите в муниципалитет. Не слушают – обращайтесь в прокуратуру. Только так можно заставить выполнять законы края.
Фото: Олег КУЗЬМИН
ФОТОРЕПОРТАЖ: Первый красноярский зооцентр