Очередной Новый год настал как-то буднично и тихо. Нездоровый предпраздничный ажиотаж (а он здоровым и не бывает), огромные очереди в магазинах, город, стоящий в часовых пробках, – все это, конечно, имело место. Но скорей по инерции, по привычке. Перед Новым годом у нас принято суетиться, куда-то бежать и лихорадочно все скупать, потому что везде «скидки».
Анатомия праздника
Несмотря на суету, скорей традиционную, чем необходимую, нынешнее новогоднее веселье показалось мне чуть менее искренним и беззаботным по сравнению с предыдущим годом. Может, это исключительно личные ощущения, может, просто возраст дает о себе знать, когда все уже приелось и ничему не удивляешься… Но я в этой колонке, собственно, о своих ощущениях и пишу. Так вот, по моим наблюдениям, лица людей не очень-то светились предновогодней радостью и оптимизмом. Скорей на них читалось тревожное ожидание.
И хотя народ выкатывал из гипермаркетов такие же полные тележки, как и раньше, стоимость их содержимого была отнюдь не та же, что год назад. Цены выросли, и не только на еду. Наверное, потому и фейерверков после боя курантов было в этом году значительно меньше – нет у людей лишних денег, чтобы в небо ими стрелять.
Ну а так-то, конечно, и елки были, и подарки близким, и в тарелках не тюря, и дети радовались – ради них мы себе в чем-то откажем, но постараемся устроить им праздник…
Какими бы тревожными ни были наши ожидания и предчувствия, но в новогодние праздники каждый человек в глубине души все же надеется на чудо, на лучшие перемены, на счастье, которое наконец постучится в его дом. Хочется верить в лучшее.
Любите друг друга, старайтесь помочь тем, кому плохо, верьте в себя и не унывайте. Бывали у нас времена и похуже. Прорвемся. И будем жить.
Вопросы без ответов
Об этом хотелось бы промолчать, пройти мимо, сделав вид, что ничего такого не было. Ведь уже прошло почти две недели, зачем ворошить?
Но как тут промолчишь, когда 39 погибших, когда страна встретила Новый год не только под обращение своего президента, но и под оперативные сводки с разбора очередных руин?
Насколько мне подсказывают опыт и чутье, причиной катастрофы в Магнитогорске стал, скорей всего, человеческий фактор. Другими словами, чье-то разгильдяйство, пренебрежение своими обязанностями. Просто так газ не взрывается. Такая случайность – это всегда последнее звено в цепи закономерностей. В конспирологические версии я не верю. В то, о чем после магнитогорского взрыва привычно голосили интернет-кликуши: теракт, заговор спецслужб, провокация, замалчивание истинных причин… Никто ничего не замалчивает, а что касается теракта, то у нас «террористом» запросто может стать пьяный слесарь, который гайку не докрутил, или пожарный инспектор, который на нарушение посмотрел сквозь пальцы. Или сквозь пару розовых купюр.
Горько и обидно, что мы снова и снова наступаем на одни и те же грабли и не делаем никаких выводов. Это не первый за последние годы взрыв бытового газа с человеческими жертвами в российских городах. И каждый раз задаешь себе вопрос: до каких пор?! Сколько еще нужно взрывов и погибших, чтоб мы научились предотвращать такое и жестко карать виновных?! Это же не извержение вулкана, не цунами или землетрясение, где от нас ничего не зависит? Что это за дома такие, которые складываются, как карточные домики, от взрыва бытового газа? Когда уже, наконец, мы начнем оборудовать газифицированные жилища надежными системами сигнализации, контроля и предотвращения всевозможных утечек и взрывов? XXI век на дворе, в космос летаем. А проблему собственной безопасности решить не можем. Почему?!
Как всегда, одни вопросы, а ответов нет.
На финишной прямой
В Красноярске идут последние приготовления к универсиаде. Мы вышли на финишную прямую. С 1 января на железнодорожном вокзале и на станциях Енисей и Злобино пассажиры проходят через специальную зону досмотра, установлены рамки-металлодетекторы. До 20 января система будет работать в тестовом режиме – ее внедрение связано с требованиями безопасности во время универсиады.
Начались продажи турпакетов для гостей соревнований. Они представляют собой набор услуг стоимостью от 13 до 343 тысяч рублей – сюда включен трансфер, размещение в гостиницах, посещение соревнований, культурных мероприятий и экскурсий. Всего предлагается шесть видов пакетов. Цена зависит от насыщенности программы и класса жилья – от хостела до VIP-отеля.
В Красноярске продолжится строительство школ и детсадов – в ближайшие три года планируется открыть 13 новых учреждений. Будет строиться аквапарк, продолжится снос ветхого жилья, благоустройство общественных пространств и дворов.
Жизнь продолжается.