В рамках второго пленарного заседания депутатского форума прошли публичные слушания о краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов. Традиционно участие в мероприятии приняли представители федеральной, региональной и муниципальной власти, а также общественных и экспертных организаций.
Базовый сценарий
Первым выступил и. о. министра экономического развития и инвестиционной политики Михаил Васильев. Он представил прогноз социально-экономического развития края на 2018–2020 годы.
Сценарий развития, на котором основан проект бюджета, учитывает своевременную реализацию инвестиционных проектов, положительную динамику спроса на основные виды производимой в крае продукции. Вместе с тем уровень инвестиций сократится в результате завершения реализации ряда крупных проектов. Зато сфера АПК продолжит свое развитие в условиях стимулирующего эффекта слабого рубля.
С учетом тенденций в сфере занятости населения в 2017 году ожидается снижение уровня зарегистрированной безработицы до 1,15 %. А темпы роста заработной платы в 2017–2020 годах будут опережать инфляцию: к 2020 году по базовому варианту прогноза реальная зарплата увеличится на 5,4 % (в целом за период).
Затем с докладом о проекте краевого бюджета на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов выступил и. о. вице-премьера правительства – министра финансов Владимир Бахарь.
Среди приоритетов, заложенных в главном финансовом документе, он отметил индексацию социальных расходов, исполнение указов президента, подготовку Красноярска к универсиаде и Енисейска к празднованию 400-летия.
Новый бюджет прирастает как по доходам, так и по расходам. Ключевой задачей по-прежнему остается снижение дефицита. К 2020 году предполагается значительное уменьшение разрыва между доходами и расходами (до 2,4 млрд рублей). В целом параметры бюджета-2018 выглядят следующим образом:
– доходы составят 217,5 млрд рублей;
– расходы запланированы в объеме 231 млрд рублей;
– дефицит образуется в размере 13,5 млрд рублей.
Без сдвигов в экономике
Заключение Счетной палаты края на проект закона о бюджете представил заместитель председателя контрольного органа Виктор Астраханцев.
Он отметил, что документ не предусматривает значительного скачка в доходах, а их распределение все еще требует паритетного подхода. Было высказано и другое замечание, которое касалось того, что до сих пор не предполагается существенных сдвигов в экономике – развитие основано на традиционных отраслях. Виктор Сергеевич отметил, что большую часть доходов формирует десяток крупнейших финансово-промышленных групп.
Среди приоритетных задач – принятие стратегии социально-экономического развития края до 2030 года. По словам зампредседателя Счетной палаты, есть необходимость конкретизировать спорные вопросы в этом документе, наложить его положения на реалии дня.
В качестве положительного момента Виктор Сергеевич отметил курс на снижение дефицита бюджета. Вместе с тем остается множество вопросов по инфраструктуре для развития малого и среднего бизнеса. Отдельная тема – межбюджетные отношения и передача государственных полномочий на муниципальный уровень. По словам Астраханцева, «в местном самоуправлении местного самоуправления становится все меньше».
В своем выступлении Виктор Сергеевич также коснулся темы проектного управления и кадровых проблем в муниципалитетах.
Работа над доходами
С докладом об актуальных вопросах взаимодействия органов государственной власти края с органами местного самоуправления в области формирования и использования консолидированного бюджета выступил председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания Егор Васильев.
Егор Евгеньевич подчеркнул, что основные приоритеты – обеспечение и выполнение всех социальных обязательств, завершение реализации майских указов президента, подготовка к универсиаде – носят системный и пролонгированный характер. В этой связи тенденция к увеличению расходов продолжится, поэтому важна системная работа над повышением доходной части бюджета. Для развития экономики, по словам председателя комитета, нужно решать проблемы ее монополизированности и диверсификации, налаживать эффективное взаимодействие не только с крупнейшими компаниями, но и между муниципалитетами.
– На территории каждого района существуют очаги экономического роста, не значимые по отдельности для регионального бюджета, но значимые в совокупности для него, а значит, и для самих муниципальных образований, – считает Егор Васильев.
Депутат также отметил, что перед местными бюджетами постоянно ставятся задачи по наращиванию налогооблагаемой базы. Но зачастую необходимые для этого решения можно принять только на региональном уровне. Это и инфраструктура, и взаимоотношения с монополистами, и специальные налоговые режимы. Комитет по бюджету и экономической политике Законодательного собрания готов стать площадкой для всестороннего обсуждения этих вопросов, но и правительство должно поработать для создания таких механизмов.
Несколько слов Егор Евгеньевич посвятил налоговым инструментам. Прозрачная налоговая политика, установление преференций в производственной сфере, стимулирующих развитие реального сектора экономики, снижение ставок по налогу на прибыль в случае создания особых зон, промпарков и технопарков, внимание к администрированию и собираемости платежей – все это эффективные меры, которые должны быть на вооружении.
В завершение Егор Васильев сказал, что наш край огромен, потому огромно и количество проблем. Но хвататься за все разом, как и опускать руки перед ними, нельзя. Егор Евгеньевич еще раз призвал представителей органов местного самоуправления выстраивать приоритеты в своей работе.
Проектное управление
После этого начались выступления с мест. Глава Тюхтетского района Геннадий Дзалба поделился опытом взаимодействия органов МСУ. Он рассказал, что на этой территории произошло объединение поселковой и районной администраций с одновременной передачей полномочий. Благодаря этому были оптимизированы административные издержки на содержание аппарата, повысилась эффективность работы с населением. Часть высвободившихся средств пошла на благоустройство, решение коммунальных проблем.
Глава Зеленогорска Павел Корчашкин поделился с участниками слушаний опытом внедрения практики проектного управления. Перечень мероприятий проекта подразумевает привлечение инвестиций, развитие действующих предприятий, размещение новых наукоемких производств, создание среды для развития предпринимательства, а также рост кадрового потенциала. По словам главы Зеленогорска, проект рассчитан до 2025 года, до этой даты будет проводиться постоянный контроль промежуточных результатов.
Глава Большемуртинского района Валерий Вернер рассказал о привлечении граждан к участию в благоустроительных проектах. Муниципалитет подал заявку на участие в конкурсе «Берег Енисея». Проводились собрания граждан, было организовано анкетирование, которое охватило порядка трех тысяч человек. В итоге люди проявили инициативу, и на основе их пожеланий был сформирован перечень объектов, подлежащих ремонту или благоустройству. При этом активность населения сводится не только к заявочной кампании – люди охотно контролируют, как ведутся работы. Благодаря этому повышается ответственность населения, активизируется его участие в жизни муниципалитета и укрепляется доверие к власти.
В завершение публичных слушаний слово было предоставлено и. о. первого заместителя губернатора – председателя правительства Виктору Томенко. Он назвал очередной бюджет края крепким, отметил, что документ стал результатом работы большого количества людей как в муниципалитетах, так и в органах исполнительной и представительной власти региона.
– У нас есть все, чтобы решать задачи и достигать целей, которые поставлены руководством края и страны, – сказал Виктор Петрович. – Будем работать засучив рукава.
По итогам публичных слушаний принят проект резолюции, который содержит ряд конкретных рекомендаций органам краевой и муниципальной власти.
До 3 % должен ускориться темп роста валового регионального продукта