В прошлом году средняя сумма, похищенная мошенниками с банковских счетов россиян, составила чуть более 15 тысяч рублей. Чтобы обезопасить клиентов, с 1 октября Центробанк вводит минимальные требования к страхованию карт. Дело это будет сугубо добровольное и никаких обязательных процедур не предполагает.
Клиенту могут рассказать о возможностях страхования, однако уговаривать или тем более принуждать к заключению договора страхования его никто не может. Регулятор официально разъяснил, что полисы добровольного страхования должны защищать не только от потери собственно пластиковой карты, но также включать риски мошеннического списания денег. Лимит страховой выплаты – 100 тысяч рублей.
– Он (страховщик. – gnkk.ru) вправе предусмотреть более высокий размер страхового возмещения, тогда компенсация будет ограничена этим значением. <…> Урегулировать убыток страховщик должен в течение 30 дней после получения заявления от пострадавшего, – сообщается на официальном сайте ЦБ.
Из страхового покрытия исключены случаи, по которым банк и без того обязан возвращать похищенные средства.
ЭТО СЛУЧАИ:
- Если банк допустил перевод на счет мошенников, находящийся в специальной базе ЦБ.
- Если банк не направил гражданину уведомление о совершении перевода без согласования клиента.
- Если клиент потерял карту и ею воспользовались без его согласия, и он уведомил об этих фактах.
При таких вариантах банк должен вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после заявления клиента.
В данный момент ЦБ формирует базу данных о случаях и попытках переводов денег без согласия клиента – список составляется на основе информации самих кредитных организаций и других операторов платежных систем. Она содержит большое количество параметров – уникальных идентификаторов, в том числе данные о совершенных операциях, о плательщиках и получателях. Доступ к этой информации должны иметь все банки. Очевидно, что завершить такой список раз и навсегда невозможно – мошенники придумают новые адреса, телефоны, а потому данные будут обновляться постоянно.
Несмотря на оформленную страховку и обязанность банка проверять получателя платежа, нужно самому быть аккуратным и соблюдать простейшие меры предосторожности. Как показывает практика, на уловки мошенников поддаются не только пенсионеры, но и молодежь, люди среднего возраста. Приемы, используемые жуликами, примитивны и не меняются годами. По-прежнему в ходу сценарии со звонками из банка, попавшими в беду родственниками и пр. До сих пор люди переводят сотни тысяч и даже миллионы рублей аферистам.
Запомните – ни в коем случае нельзя переводить свои средства кому бы то ни было только потому, что вам позвонили и сообщили. Если ваш собеседник торопит вас, давит на чувства, пугает потерей всех денег, если «срочно не поменяете счет» и т. п., – на том конце провода мошенник.
В этих случаях желательно сообщить в банк и правоохранительные органы. В большинстве кредитных организаций на порталах и в мобильных приложениях есть возможность сообщить об аферистах. Информируя о таких случаях, вы помогаете бороться с преступниками, формировать базу данных о них.