В одном из детских лагерей в Красноярском крае произошло ЧП: трое подростков надругались над 10-летним мальчиком. При этом, травля продолжалась долгое время. Ребенок пожаловался вожатому, но никаких действий со стороны взрослого не последовало. И буллинг перерос в насилие.
Определения недостаточно
Буллинг – тема, актуальная для каждой семьи и каждого педагога. О нём говорят на родительских собраниях, пишут в социальных сетях, снимают фильмы. Но почему эта проблема не решается десятилетиями? Что мешает эффективным мерам против агрессии в школах?
Причина проста: разные субъекты школьного сообщества воспринимают проблему неодинаково. Дети страдают молча, учителя устают решать чужие конфликты, а родители зачастую недооценивают масштабы бедствия. Официальная статистика тоже расходится: одни считают буллингом обычный конфликт, другие игнорируют происходящее вообще.
Главной преградой является отсутствие четкого понимания сути явления. Что же такое буллинг? Простого определения недостаточно, ведь это целая система отношений, порождающая атмосферу страха и унижения.
Школа, которая должна помогать детям раскрывать таланты, превращается в поле боя, где слабые становятся жертвами сильных. Получается замкнутый круг: педагоги перегружены бумажной работой, руководители школ озабочены рейтингами, а дети предоставлены сами себе.
Почему образовательные учреждения закрывают глаза на буллинг? Ведь главная цель школы – развивать способности учеников, а не создавать условия для психологического террора.
Ответы на эти вопросы попытались найти общественники, представители министерства образования Красноярского края и школьного сообщества на стратегической сессии, которая состоялась в Общественной палате региона.
Обычный конфликт?
Член палаты организаций в сфере демографического и социального развития Гражданской ассамблеи Красноярского края – руководитель Красноярской региональной общественной организации «Кризисный центр для женщин и их семей, подвергшихся насилию «Верба» Наталья Пальчик уже несколько лет занимается проблемой буллинга в школах. Она представила исследование ситуации в Красноярском крае и соседних регионах. Эксперт отметила, что большинство педагогов и родителей попросту не понимают природу буллинга и не умеют правильно на него реагировать.
Большинство учителей уверены, что буллинг – это обычный конфликт между детьми, который можно разрешить традиционным способом. Между тем, ученые давно доказали, что травля имеет куда более глубокие корни и вызывает долгосрочные негативные последствия, — рассказала Наталья Пальчик.
Педагоги жалуются на эмоциональное выгорание и нежелание заниматься проблемами буллинга. Многие признаются, что проще отправить ребенка на домашнее обучение, чем разбираться в ситуации. Нередко дети уходят из школы не потому, что хотят учиться дистанционно, а потому, что учебное заведение оказалось неспособно защитить их интересы.
Как считает член Общественной палаты Красноярского края Светлана Бордукова, одними тренингами и лекциями проблему не решить. Необходимы реальные механизмы воздействия на агрессоров и защиту пострадавших. Сегодня единственной формой наказания остается дисциплинарная мера в самой школе. А других легальных рычагов влияния почти нет.
Психологи считают: необходимо ввести должность независимого специалиста – омбудсмена по вопросам буллинга, которому будут поступать жалобы и запросы. Такой профи мог бы проводить расследования, инициировать принятие мер и рекомендовать коррекционную работу с виновниками.
Есть идея, нужно действовать
Пока подобные инициативы остаются лишь идеями, борьба с буллингом сводится преимущественно к экспериментам отдельных школ.
Третий год в Красноярске кризисный центр «Верба» проводит конкурс «Дружелюбная школа», в ходе которого выясняет насколько расположены учебные заведения к своим ученикам, создают ли комфортную среду для ребятишек и как разрешают проблемы травли среди учеников.
Участники стратегической сессии отметили: такая инициатива заслуживает одобрения, однако широкого распространения она так и не получила.
Эксперты подчеркивают ключевую роль педагогического состава и руководства учебных заведений. Только заинтересованный директор способен изменить ситуацию. Однако на руководителя постоянно валится масса бюрократической рутины. Это лишает энергии и желания заняться действительно важными вопросами.
Необходимы системные перемены сверху: введение специальных курсов повышения квалификации для управленческого звена школ, разработка стандартов и регламентов, обязательных для исполнения всеми образовательными организациями, — считает Светлана Бордукова.
Участники встречи пришли к выводу: необходимо формировать общее понимание природы буллинга и методов его предотвращения. А также готовить специальные команды профессионалов, готовых оперативно реагировать на проявления травли, внедрять действенные административные механизмы, позволяющие быстро устранять причины агрессии. Крайне важно пересмотреть и приоритеты системы образования, сделав безопасным климат в школах главным показателем качества учебного заведения.
Только совместными усилиями педагогов, родителей и общества удастся переломить негативную тенденцию и сделать наши школы местами настоящего воспитания и образования, а не ареной жестоких разборок, — резюмировал член Общественной палаты Красноярского края Сергей Иванов.
Стратегическая сессия положила начало обсуждения важного вопроса. Далее его будут поднимать и в Общественной палате региона, и в министерстве образования края.



