Бувайсар Сайтиев: «С детьми надо быть максимально честным!»

Бувайсар Сайтиев: «С детьми надо быть максимально честным!»

Человек-легенда, настоящий боец и прекрасный семьянин – вот так в нескольких словах можно охарактеризовать трехкратного олимпийского триумфатора, отца четверых детей Бувайсара САЙТИЕВА. С большим спортом великий борец вольного стиля попрощался в 2009 году, когда заявил о завершении карьеры. Но даже мысли о том, что Сайтиев будет где-то вне вольной борьбы, которой он посвятил всю свою жизнь, не возникло. Сейчас Бувайсар является вице-президентом Академии борьбы им. Д. Г. Миндиашвили, входит в состав исполкома Федерации спортивной борьбы России.

Каждый год в краевой столице проходит международный юношеский турнир, который носит его имя. В его родном городе Хасавюрте есть СДЮШОР по борьбе им. братьев Сайтиевых. Бувайсар проводит мастер-классы для юных спортсменов по всей стране и всегда появляется, хоть и в качестве зрителя, на крупных турнирах.

В преддверии XXV Международного турнира по вольной и женской борьбе серии Голден Гран-при «Иван Ярыгин» мы встретились с Сайтиевым в его кабинете в Академии борьбы и проговорили почти 2,5 часа…

«Зрители меня всегда любили»

Бувайсар Сайтиев– Вы семь раз (!) побеждали на Ярыгинском турнире. А помните свой дебют на этих соревнованиях?

– Это был 1994 год. Я тогда был членом юношеской сборной России. В июле 1993 года я выиграл первенство Европы, и тренерский штаб решил меня включить в состав участников Ярыгинского турнира. Так что допустили меня как перспективного спортсмена, никто на меня никаких ставок не делал. У меня было сильное желание показать хороший результат, но я даже мысли не допускал, что стану победителем этих соревнований. Хотя к тому моменту уже достаточно хорошо знал борьбу, команду сборной России, знал историю борьбы. Хочу отметить, что очень важно, насколько спортсмен теоретически подкован. Так вот – для меня было не новостью, как проводятся крупные соревнования. В психологическом плане не составило проблемы быстро сориентироваться. Я выступал в промежуточной для себя весовой категории 68 кг и выиграл, мне еще тогда машину подарили. (Улыбается.) На том турнире на арене Дворца спорта им. Ивана Ярыгина еще был лед. На время соревнований борцов его закрывали каким-то тоненьким покрытием. Так что у нас была своя специфика: надо было ноги обязательно помазать какой-нибудь согревающей мазью и воспользоваться средствами для профилактики простуды. Потом, когда лед убрали, конечно, бороться стало намного комфортнее. После победы на том турнире меня заметили, и я попал во взрослый состав сборной России.

– Вы во время поединков обращали внимание на звуки с трибун? Насколько вам была важна поддержка болельщиков?

– Вы знаете, наша деятельность чем-то сродни актерской профессии – зрители, зал… Ты выходишь и показываешь, чему тебя учили. В чем отличие? Режиссер, оператор, твои коллеги тебе помогают сыграть роль. А у нас наоборот – твой партнер на ковре прикладывает максимум усилий, чтобы тебе помешать. Так что наша профессия даже посложнее, чем актерская. (Смеется.) Мой тренер Дмитрий Георгиевич Миндиашвили меня учил: «Все, кто в зале, должны быть на твоей стороне. Ты должен правильно выйти, правильно поздороваться с судьей, вести себя достойно, чтобы на тебя было не противно смотреть. Чем больше людей будет хотеть, чтобы ты победил, тем больше вероятность, что это случится!» Зрители меня всегда любили. У меня был такой атакующий стиль борьбы – все время в динамике, не стоял, не ждал. Это зрителям нравится. Нас так учили – это вообще красноярский стиль борьбы, у нас никогда не было таких ожидающих борцов. Загоняли противника до полусмерти – всегда в физическом плане было тяжело выиграть у красноярца, каждый цеплялся и не сдавался до последнего…

Надо очень четко представлять себе, что такое большой спорт. Вот попал ты в состав сборной России – ты становишься еще и публичным человеком. Надо уметь что-то сказать о себе и своем виде спорта. Для спортсменов это часто становится большой проблемой. Не всегда сил хватает, чтобы улыбаться и что-то рассказывать… В Красноярске на Ярыгинских турнирах у меня как раз получилась отличная практика общения с журналистами.

«Миндиашвили, конечно, мою борьбу переделал»

тренировка– В 1992 году вы приехали в Красноярск и попали в школу высшего спортивного мастерства по видам борьбы им. Д. Г. Миндиашвили. Сейчас в нашу Академию часто приглашают талантливых борцов из других городов. С вами было так же?

– Нет, меня сюда никто не звал. Прилетел в Красноярск, помню, в 2 часа ночи, у родственников переночевал, а на следующий день со старшим братом пришел в школу. Он тогда служил в Кемерово. До моего приезда он побывал в школе, посмотрел залы…

Когда я приехал в Красноярск, у меня была неплохая база, которую мне дали в Хасавюрте. И мне было комфортно перенимать красноярский стиль борьбы. Я был так счастлив, что попал в эту школу. У меня на родине все-таки инфраструктура для занятий была слабенькая, и в тот момент, когда я сюда перебрался, там все рушилось. После маленького нашего зальчика, где всю зиму с потолка капала вода, мне в Красноярске школа борьбы показалась дворцом. Я был просто окрылен! Был уверен, что все получится… Вспоминаю ту группу, с которой я занимался, – насколько мы были целеустремленными! О таких учениках любой тренер мечтает! Мы были готовы здесь ночевать. Миндиашвили, конечно, мою борьбу переделал – не так чтобы досконально, но очень многое внес. В первую очередь – дисциплинировал. Мы очень много тренировались, даже где-то слишком много. Он мне все это лишнее отсек.

– Дмитрий Георгиевич как тренер показался вам строгим?

– У меня никогда не было строгих тренеров. Все были моими друзьями. Меня никогда не били, притом что отец, когда приходил в зал в Хасавюрте, где мы с Адамом тренировались, говорил тренеру: «Можешь их бить, наказывать, я разрешаю». Но никто меня никогда пальцем не тронул. Мы были хорошо воспитанными мальчиками. Не позволяли себе со старшими ничего такого. Потому что было заранее очень стыдно, что тебя могут за что-то отчитать. Что касается Дмитрия Георгиевича, то до него мне надо было сначала «дорасти». Когда я только пришел в школу, он определил меня в группу, где со мной 1,5 года работали Сергей Григорьевич Хачикян и Георгий Леванович Бахтуридзе. Тренировки проходили очень качественно. Хачикян, ему уже 70 лет исполнилось в этом году, – один из самых мудрых тренеров в понимании борьбы. А Бахтуридзе был нам как отец родной, во всем помогал.

«Всех нас ждет совсем другое зрелище»

– На 25-м Ярыгинском турнире зрителей ждет немало новшеств: и правила поменялись, и весовые категории. Как вы думаете, действительно поединки теперь будет еще интереснее смотреть даже тем, кто не разбирается в борьбе?

– Зрители, которые каждый год посещают наш турнир, в этом году будут приятно удивлены. Потому что, к сожалению, мы очень сильно испортили борьбу предыдущими правилами. Я сам боролся по ним, они были очень нудными для спортсмена и монотонными для зрителя – в поединках не было огня, азарта. Сейчас всех нас ждет совсем другое зрелище! Каждая схватка будет интересной, динамичной.

– Насколько сильно поменяется состав на пьедестале из-за того, что турнир пройдет по новым весовым категориям?

– Прогнозировать по этому поводу очень сложно. К тому же мы пока точно не знаем, кто в какую категорию уйдет. Это будут первые соревнования, где борцы себя проверят в новых категориях. Тренерам важно проявить мудрость, чтобы принять правильное решение и помочь своим ребятам с выбором веса. Надеюсь, что у сборной России это получится. Мы по традиции должны быть «законодателями» в спортивной борьбе – раньше всех приспособиться и к новым правилам, и к новым весовым категориям.

– Красноярск вообще, наверное, единственный город, который может похвастать стройной системой международных соревнований по вольной борьбе. Ярыгинский турнир, турнир на призы Академии борьбы, юношеский турнир на призы Бувайсара Сайтиева, который в прошлом году состоялся уже в девятый раз. Помните момент, когда вы решили организовать свой турнир для юношей? Чем вы руководствовались?

– Впервые турнир прошел в 2003 году, когда я был еще действующим спортсменом, готовился к Олимпиаде. Меня уговаривал один из моих тренеров Бахтуридзе: «Да тебе ничего не надо будет делать. Просто назовем турнир твоим именем». Года два-три не соглашался – мне совершенно некогда было этим заниматься. Потом сказал: «Делаем юношеский маленький-маленький турнирчик, посмотрим, что получится». Сделали открытое первенство Советского района города Красноярска… И сейчас турнир стал международным, крупнейшим для борцов юношеского возраста. Я абсолютно не жалею, что у меня есть этот турнир. В дни проведения этих соревнований обретаю и здоровье, и уверенность в себе. Мне очень нравится, каким он получился. Очень благодарен всем, кто стоял у его истоков – особенно бывшему главе администрации Советского района Красноярска Александру Коновальцеву, а также московскому банку, который всегда спонсирует мой турнир.

В отношениях с детьми очень важен момент доверия

Бувайсар Сайтиев– В августе вы со всей семьей переехали в Красноярск, двое старших сыновей пошли здесь в школу… Сейчас они занимаются спортом? Что в приоритете – образование или тренировки?

– Сыновья спортом сейчас не занимаются – к сожалению, не успевают. Изредка приходят в зал. Хотя все лето они проходили на борьбу в Хасавюрте, тем более что там зал во дворе дома, где мы живем. Мои дети учатся в гимназии, уходят в 8 утра, а возвращаются в 18:00. Школа у них хорошая, с высоким уровнем изучения английского языка. Программа, конечно, очень непростая. Делаю с детьми уроки, понимаю, какие сложные задания им дают учителя. Поэтому решил – пусть сначала освоятся, новый город, новая школа, а потом можно и спортом снова начать заниматься.

– Сейчас, может, рано об этом говорить, но все-таки вы бы хотели, чтобы ваши дети, как и вы, посвятили свою жизнь вольной борьбе?

– Нашей семье борьбы уже хватило. Мы с моим братом Адамом ездили по городам и странам, не успевали на дни рождения родных, друзей… Но выиграли много медалей, встретили много хороших людей. Я абсолютно не горю желанием, чтобы дети повторили мой спортивный путь. Есть родители, которые занимались спортом, у них что-то не получилось, и они хотят посредством ребенка снова прожить эти эмоции. Так не бывает – вчерашний день уже ушел. Нельзя вмешиваться в чужую жизнь. То, что ты дал жизнь своему ребенку, не значит, что ты имеешь право ей распоряжаться. У меня к борьбе вопросов не осталось. Пока ребенок не в состоянии расставить приоритеты, ему надо максимально честно давать картинку, а там пусть выбирает. Но есть моменты, когда ребенок должен просто послушаться, и все. У меня в детстве было столько этих «нельзя», и никогда нельзя было спрашивать почему. Вот я и думал: вырасту – узнаю почему. В отношениях с детьми очень важен момент доверия.

– Что нужно делать, чтобы стать для своих детей авторитетом?

– Самое главное – надо быть последовательным в своих действиях и в том, что ты говоришь. Интересный момент – все знают то, что знает старший. И так четверых воспитываешь как одного. (Улыбается.) Они копируют отношения старшего с родителями. Причем старшего брата они все слушаются – у него такой статус. А вот второй и третий постоянно между собой ссорятся, лупят друг друга. (Смеется.)

– Как мальчишки к сестре относятся?

– Дочка у нас самая избалованная! Мы ее в десять рук с утра до вечера тискаем, кто поймает. А потом говорим ей: «Не капризничай!» Дочь – это совсем другое. Мальчики… они заняты собой, у них куча своих дел. Помню, приеду с соревнований: «О, папа приехал. Чего привез?» Побыли рядом несколько минут, взяли подарки и ушли. А дочка приходит к тебе – и «прилипла»… И потом, с возрастом, вот мое жизненное наблюдение: мужчина всегда ориентирован на какие-то подвиги, у него никогда не хватает времени, чтобы побыть с родными. Так что девочка – для родителей, а мальчик – для страны, он деятель.

– Как воспитать достойного члена общества?

– Самое главное – детей надо любить. Жалеть их ни в коем случае нельзя. Ты с ними должен быть честным – ребенок вырастет и будет жить своей жизнью. Если ты ему сейчас что-то недодашь или из-за эмоций что-то неправильно сделаешь, то в будущем могут быть неприятные последствия. Поэтому с детьми надо быть максимально честным. У меня четверо детей, и каждому надо уделить внимание, каждую неправильную выходку объяснить. Это отнимает энергию и время. Быть родителями очень нелегко.

Олимпийские игры – эталон сосуществования людей на земле

– Две недели осталось до старта Олимпиады в Сочи. Много разговоров – и негативных, и позитивных. Как оцениваете значимость этого события для нашей страны?

– Я ни разу не был в Сочи, не видел олимпийскую стройку. Буду максимально болеть за наших ребят, за все виды спорта, но особенно буду переживать за хоккей и биатлон. Буду болеть у телевизора, в Сочи ехать не собираюсь. Если мы хорошо, качественно проведем эти Олимпийские игры, то Россия сделает хороший шаг вперед в международной политике. Это надо донести до каждого гражданина нашей страны!

Вообще Олимпийские игры – это эталон сосуществования людей на земле. Помню удивительную атмосферу в Олимпийской деревне, где в период соревнований вместе живут люди разных национальностей, разных религий, разных социальных слоев. Приезжаешь на Игры и живешь, готовишься. И общение между спортсменами происходит всегда как-то очень по-человечески, по-доброму. При этом каждый приехал за своей мечтой. От результата на Играх зависит все. Но человеческие качества здесь превыше всего! Спортсмены выходят на старты и бьются при равных правилах, а потом многие на всю жизнь остаются друзьями. Вот так спорт объединяет людей во всем мире! Сейчас по стране идет эстафета олимпийского огня. Что в этом событии самого ценного? Этот огонь нужен для того, чтобы приобщить к Олимпиаде максимальное количество россиян. Сейчас все больше людей приходит в спортивные залы, в том числе и потому, что Олимпиада в Сочи, универсиада в Красноярске! У руководства нашей страны спортивно ориентированная политика. Нам доверяют крупные спортивные соревнования. Но они же нам непросто достаются – как мы активно боролись за право провести универсиаду-2019 в столице Красноярского края!

– А что бы вы ответили скептикам, которые выступают против организации крупных спортивных мероприятий в нашей стране?

– И после Олимпиады, и после универсиады в наших городах останутся современнейшие спортивные объекты и вся инфраструктура, которую обновили и создали ради этих мероприятий. Разве это плохо?

– 28 января эстафета олимпийского огня состоится в Грозном. Вы заявлены в списке факелоносцев. Вы туда успеваете после турнира?

– Да, успеваю и с удовольствием приму участие в эстафете, потому что это очень важно для людей, особенно для тех, которые живут в отдаленных городах России и думают, что о них все забыли. Я родился и долго жил в Дагестане, по национальности чеченец, много времени провел в Красноярске. Благодаря спортивной карьере меня многие считают «своим парнем». Первой меня как кандидата в факелоносцы подала Чеченская Республика, оттуда позвонили мне раньше, чем из Дагестана и Красноярска. Я-то был готов бежать и в трех городах, но оказалось, что так нельзя по правилам. Эстафета – это большой подарок для всех жителей нашей страны!

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи