12 февраля исполнилось 70 лет с того дня, когда у поселка Старый Скит высадился первый десант строителей будущей Красноярской ГЭС. Они приехали сюда по льду Енисея, установили на берегу брезентовые палатки и заняли под жилье летние домики пионерского лагеря. Случилось это 12 февраля 1956 года.
Согласно некоторым источникам, первых строителей было 103 человека из Тулы и Оренбурга. Красноярскую ГЭС, объявленную Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, возводила вся страна, сюда ехали в том числе вчерашние фронтовики.
Никого из участников самого первого десанта сегодня найти невозможно – люди или ушли из жизни, или уехали из Дивногорска. Но здесь живет женщина, которую в городе энергетиков знают все, она его легенда. Это Галина Константиновна Морозова (в девичестве Яблокова). На стройку 17-летняя Галя приехала в числе первых, летом 1956 года. Наш корреспондент встретился с ветераном накануне юбилея и записал ее рассказ.
«Родом я из Лухского района Ивановской области. Окончила 10 классов и пошла работать на торфоразработки. Однажды в газете прочитала объявление: «Требуются рабочие на комсомольско-молодежную стройку – Красноярскую ГЭС». Я и еще семь человек из поселка Октябрьское Торфопредприятие пришли в комитет комсомола, написали заявление. Провели собрание, на нем выступил представитель стройки.
Моя мама, когда узнала, в какую глушь я собралась, сказала: не пущу! Даже в райком комсомола ходила ругаться. Но я решение уже приняла. А вскоре в райкоме нам выдали путевки.
На вокзале наш ивановский отряд, 205 парней и девушек, провожали торжественно. Подарили гармошку и патефон, на стройке они нам очень пригодились.
Приехали в Красноярск поездом. Здесь на перроне нас тоже встретили с музыкой. Рассадили в автобусы, повезли на Речной вокзал. 50 человек уехали в Лалетино, а остальных на пароходе повезли к месту будущей стройки.

Фото: личный архив Галины Морозовой
Приплыли в два часа ночи. Что поразило? Горы! У нас же в Ивановской области равнина, болота. А здесь – красивейшая тайга, мощная природа. И жарки кругом! Вообще не спали первую ночь, столько было впечатлений. Ребята из самого первого отряда, которые нам палатки готовили, все застелили, прибрали, а на тумбочки поставили букеты жарков.
Приехали мы 21 июня 1956 года, а 30 июня мне исполнилось 18 лет. В Сибирь прибыла с одним чемоданом. На мне был лыжный костюм, который купила в дорогу, телогрейка. Потом мама выслала посылку с кое-какими вещами. Адрес у меня был такой: Красноярский край, поселок Скит, палатка № 5. 5-, 6- и 7-я палатки были женские, в остальных жили парни.
Наш палаточный лагерь стоял чуть выше того места, где сейчас гостиница «Бирюса».
Помню, в 1957 году приехали корреспонденты из Москвы, записали меня на магнитофон. И маме сообщили, что сегодня ваша дочь в такое-то время будет выступать по радио. Мама послушала. И оттаяла, мы с ней помирились.
Приехали – на другой день комсомольское собрание. Выбрали комсомольского вожака. Нас распределили по бригадам. Я и другие девушки были разнорабочими. Когда на набережной начали строить первые брусовые дома, приходили баржи со стройматериалами. Мы разгружали их днем и ночью. Девчонки разгружали доски, они полегче, а парни – брус. За это не платили, все было на энтузиазме. Копали ямы под фундаменты первых домов. Ездили с тележкой, собирали мох в тайге и конопатили дома. Строили дорогу – разгружали лопатами щебенку с бортовых грузовиков. Да все делали, что скажут.
Один из первых объектов, который мы построили, – танцплощадка на берегу. На танцы ходили в резиновых сапогах, туфли несли с собой. Дорога –сплошное месиво, особенно когда по ней трактор пройдет, и в этой грязи некоторые девчонки теряли сапоги.
Первым построенным «соцкультобъектом» стала вечерняя школа.
Город строила организация «Гражданстрой» – подразделение «Красноярскгэсстроя». Меня пригласили сюда работать табельщицей, потом поставили на подготовку кадров. Стройке нужны были квалифицированные рабочие, поэтому к нам прямо в бригады присылали инструкторов, они на месте готовили штукатуров-маляров, плотников-бетонщиков, каменщиков. В 1960 году открыли учебный пункт по подготовке строительных профессий. А когда Бочкин приехал, открыли Дом техники – в сущности, учебный комбинат. Там уже готовили экскаваторщиков, бульдозеристов, водителей. Вскоре в Дивногорске организовали филиал Красноярского индустриального техникума, я пошла туда учиться на вечернее отделение. И окончила его по специальности техник-строитель. Работала инженером по подготовке кадров, потом много лет – в отделе кадров «Красноярскгэсстроя», откуда и ушла на пенсию.

Фото: архивы Красноярского края
В первые годы было очень тяжело. Шутка ли – две зимы в палатках. Конечно, холодно. Буржуйки топили, но утром все равно вода в ведрах замерзала и волосы к стенке примерзали. Парни рубили просеки, заготавливали дрова, а они сырые, не горят. Летом Енисей выручал, там спуск к воде был хороший. И мылись в реке, и стирались. Зимой какая-то баня была…
Зарплаты были – кот наплакал. Если на «новые» деньги считать – 60 рублей девчонки получали, и парни – рублей 90. Да что ты на них купишь? Нам бы поесть. В столовой, конечно, кормили, но молодым организмам не хватало. Стали скидываться всей палаткой, покупали вермишель да консервы – больше ничего в ларьке не было, а магазинов еще не построили. Тут же на буржуйке эту вермишель и варили, на всю жизнь ее наелась. Бывало, ходили в деревню на лыжах за картошкой. Парни, помню, проголодаются, пойдут в столовую, чаю возьмут, а хлеб тогда в столовых был бесплатный, да и поедят. Но мы не роптали – всем тогда было трудно.
Я была членом бюро комитета комсомола стройки, и вся моя жизнь была связана с комсомолом, он мне даже мужа помог найти! Мы отправляли своих представителей в разные воинские части – навещать солдат, которые ушли в армию из Красноярского края. Наши ребята привезли адреса солдат и матросов для переписки.
Я написала Валерию Морозову, матросу Тихоокеанского флота. Так и переписывались два года. После демобилизации он тоже приехал в Дивногорск по комсомольской путевке. Высокий такой, во флотской форме, красивый, заметный. Придет на танцы – его издалека видно. В 1960 году поженились, сначала снимали комнатушку в щитовом домике, потом получили одну квартиру, другую… Прожили вместе 56 лет, родили и вырастили дочку и сына, они уже взрослые, дочь живет в Дивногорске, сын – в Красноярске.
О чем мечтали в молодости? О том, что построим город, ГЭС и заживем счастливо. Конечно, сбылось. Ни о чем не жалею – и построили, и жили хорошо…»



