Оказывается, далеко не каждый осведомлен о таком правиле операторов сотовой связи: неиспользуемый абонентский номер спустя полгода спокойно переходит в свободную продажу. Однако преступникам эта информация прекрасно известна, и они активно применяют ее себе на пользу, разрабатывая ловкие схемы обогащения.
Несложные действия
– Еще раз напоминаем: поменяли сим-карту – открепите номер от «Госуслуг», мобильных приложений банка и других своих аккаунтов. Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые поступили в повторную продажу. Затем они используют их для восстановления доступа к учетным записям различных онлайн-сервисов, – рассказали в Управлении МВД России по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (киберполиция).
Такая ситуация чревата серьезными последствиями: персональные сведения вроде паспортных данных, сведений о владении недвижимостью или транспортными средствами, а также прочей личной информации оказываются уязвимыми. Нельзя упускать из вида и крупные онлайн-площадки, где зачастую имеются электронные кошельки, синхронизированные именно с номером телефона. Это еще один фактор риска, о котором многие забывают.
Заменить контактный телефон на платформе «Госуслуги» совсем несложно: нужно перейти в меню настроек безопасности и одним кликом обновить старый номер новым, выбрав пункт «Изменить».

Фото: Руслан Рыбаков
Если же ваша старая сим-карта безвозвратно утрачена – выброшена или потеряна, – самостоятельная смена номера на портале «Госуслуги» станет невозможной. В этом случае придется нанести визит в ближайший офис многофункционального центра услуг (МФЦ).
Почему мошенники охотятся за учетными записями пользователей портала «Госуслуги»? Главная задача преступников заключается в оформлении микрозаймов от имени жертвы посредством взломанного аккаунта. Получив доступ к вашему кабинету на «Госуслугах», злоумышленник способен легко войти на сайты микрокредитных организаций и оформить заём без предъявления дополнительной документации. Иногда для одобрения небольших кредитов достаточно лишь успешной аутентификации через портал «Госуслуги», и тогда все решает похищенный код из СМС-подтверждения, которым обманщики могут завладеть самыми разными способами.
Избегайте псевдопомощников
Киберполицейские рассказали еще об одной схеме мошенничества для кражи персональных данных россиян. Вот как она выглядит: неизвестный собеседник, выдав себя за сотрудника правоохранительных органов или представителя власти, навязчиво приглашает жертву пройти регистрацию на определенном сервисе. Чтобы облегчить процедуру регистрации, псевдопомощник настаивает на включении режима демонстрации экрана. В итоге злоумышленник получает возможность видеть персональную информацию гражданина в режиме реального времени и тут же отправляет запрос на восстановление пароля к профилю на портале «Госуслуги».

Фото: Руслан Рыбаков
Полученный в процессе разговора подтверждающий код моментально фиксируется мошенником прямо с дисплея устройства, позволяя завершить операцию восстановления доступа. После окончания беседы аферисты используют полученные данные, чтобы проникнуть в профиль владельца и заблокировать законному пользователю вход на сайт.
Сотрудники полиции предупреждают: включение режима показа экрана во время чатов с незнакомцами таит серьезную угрозу. Несмотря на удобство этой опции, передача управления экраном постороннему человеку открывает широкие возможности для хищения ваших конфиденциальных данных.
Преступные комбинации
Киберполиция раскрыла очередную схему мошенничества, связанного с фальшивым приложением Минздрава РФ.
Преступники действуют следующим образом: представляясь сотрудниками медицинских учреждений, обзванивают граждан, сообщивших о недавнем прохождении обследований, и настойчиво предлагают загрузить специальное «медицинское приложение», обещая бонус в виде денежного возврата. Как только программа установлена, жертву направляют на страницу ввода личных данных, позволяющую злоумышленникам незаметно похитить реквизиты банковских карт.
Минздрав официально заявил – ведомство не выпускает собственных мобильных приложений. Вся необходимая цифровая инфраструктура доступна исключительно на официальном портале «Госуслуги».
Помимо прочего, мошенники начали массово эксплуатировать поддельные розыгрыши, позволяющие воровать одновременно и средства, и банковские данные доверчивых россиян. Схема устроена следующим образом: случайный посетитель сайта идет по заманчивой ссылке и оказывается на виртуальном игровом автомате, предлагающем вскрывать подарочные коробки. Первые два раза участнику будто бы не везет, однако третья попытка непременно приносит успех – жертве сообщают о крупной денежной победе, часто в иностранной валюте.
Для вывода якобы выигранных средств потерпевший охотно вводит реквизиты своей банковской карточки, следуя инструкции на экране. Итог печален: вместо долгожданного вознаграждения человек теряет собственные средства, а его платежные данные попадают в руки злоумышленников.
Специалисты подразделения по борьбе с киберпреступностью вновь акцентировали внимание и на распространенных методах рассылки ложных уведомлений от имени официальных ведомств. Подобные послания поступают пользователям на электронную почту с доменов, искусно имитирующих адреса настоящих сервисов государственного значения. Яркий пример – массовые уведомления о несуществующих задолженностях по налоговым платежам, которыми промышляют злоумышленники.
Важно: не спешите переходить по ссылкам, загружать файлы и оплачивать счета, подчеркнули в МВД.
Также специалисты обращают внимание на новые способы введения пользователей в заблуждение: мошенники прячут вирусные ссылки среди обычного содержимого сообщений популярных мессенджеров. Например, с недавних пор пользователи сервиса WhatsApp получают подозрительные уведомления со ссылками либо электронными открытками, открыв которые вынуждены вводить свои данные на подставном сайте портала «Госуслуги». Получив контроль над аккаунтом, злоумышленники могут оформить кредиты или сделки с имуществом на имя ничего не подозревающего владельца.