Восточная Сибирь и Дальний Восток в последнее время опровергают миф о том, что в любой стране существуют культурный центр и периферия. Это доказывает конкурс «Полюс. Золотой сезон», который четвертый год проводит золотодобывающая компания «Полюс» в регионах своего присутствия. Уровень театральных постановок, участвующих в этом профессиональном соревновании, даст фору признанным театральным монстрам. Убедиться в этом смогут жители Магадана, на театральных подмостках которого в июне 2019 года будут показаны работы победителей.
«Территория» возвращается
Конкурс «Полюс. Золотой сезон» проводится среди профессиональных и любительских театров Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областей. И хоть он по театральным меркам еще молод, у него уже есть своя история.
– В 2016 году «Полюс. Золотой сезон» был для нас настоящим экспериментом, – делится директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева. Именно поддержка театров, считают здесь, способствует развитию социальной сферы в регионах. – Мы тогда не понимали, насколько это востребовано и интересно, насколько сами театры готовы к этому, есть ли здесь вообще театральная жизнь? И уже после первого конкурса мы поняли: театральная жизнь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке не просто есть. Она бьет ключом.
В первый год жюри получило 23 заявки (при условии, что всего в этих регионах 31 театр, результат превзошел все ожидания). И победили монстры – Государственный академический русский драматический театр имени А. С. Пушкина из Якутска, Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова и Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского. В тот год компания «Полюс» отправила победителей на фестиваль «Театральный олимп», где они завоевали все призовые места. Тогда-то и стало понятно, что при такой конкуренции у театров малых городов и любительских коллективов фактически нет шансов.
На следующий год условия участия немного изменились – конкурс стал ориентироваться на современную драму и отдавать приоритет театрам из малых городов. В следующем году заявок поступило меньше – всего 16. Тогда же началась дружба конкурса с Международным фестивалем – школой современного искусства «Территория» и Московским музеем современного искусства. Фестиваль мирового уровня впервые выехал в Магадан.
– Это была проба: неполные шесть дней с вечерней программой. У нас все получилось, и в Красноярск год спустя мы привезли полную, только немного укороченную по времени версию московского фестиваля: вечерние спектакли, дневные спектакли, новые формы, например, иммерсивный спектакль – квест «В гостях. Европа» немецкой театральной группы Rimini Protokoll, – рассказывает Виктория Васильева. – В Красноярске мы ничем не рисковали, здесь очень продвинутая аудитория. Нашей задачей было порадовать публику, и у нас это, по отзывам, получилось.
Фестиваль-школа «Территория» и в Красноярске, и в Магадане играет роль скорее просветительскую: дает возможность зрителям посмотреть премьеры мирового уровня вдали от Москвы и Питера, знакомит с новыми жанрами, подходами, форматами… За два года совместной работы участниками фестиваля были Театр Наций, компания «Диалог Данс», Центр им. Вс. Мейерхольда, театр «Балет Москва», театр «Около дома Станиславского», Мастерская Брусникина, театр «Практика», Театр взаимных действий. А для самих театров, вошедших в шорт-лист, это возможность посмотреть на работу коллег и тоже поучиться: образовательный блок фестиваля-школы – традиционно мастер-классы по актерскому мастерству, сценическому движению и театральной критике. Ну и, конечно, выставка от Московского музея современного искусства, который, например, в Красноярск привозил мощную экспозицию от русского авангарда до нонконформизма. Включая работы, которые выставлялись очень мало.
Теперь весной
В этом году компания «Полюс» везет «Территорию» в Магадан. «Территория. Магадан» пройдет с 10 по 16 июня, обычно фестиваль проходит в самом начале осени.
– Мы хотим сделать подарок Магаданской области, где в этом году вышел на полную проектную мощность Наталкинский ГОК. А Магадан празднует 85-летие, поэтому в этот раз сроки проведения фестиваля-школы сместились, – поясняет Виктория Васильева. – Сдвинулось и начало самого конкурса. Заявки на конкурс «Полюс. Золотой сезон» мы ждем с 25 января по 20 марта 2019 года, а итоги подведем уже 20 апреля. Выберем семь победителей, общий грантовый фонд конкурса составит 6 млн рублей. Деньги пойдут на приезд на фестиваль и на новые постановки, костюмы, ремонт, другие потребности театров.
Например, Театр юного зрителя из Якутии потратил деньги на постановку спектакля «Три сестры» и на световое оборудование, Красноярский театр кукол благодаря гранту от конкурса модернизировал свой сайт и подготовил эко-спектакль «Зайку бросила хозяйка», который зрители увидят в мае.
В этот раз выбирать лучших будет экспертный совет: театральный критик Роман Должанский, театровед, доцент ГИТИСа Анна Степанова, театральный критик и журналист Елена Смородинова, театральный критик и блогер Иван Нечаев.
«Можно сказать только спасибо!»
Географическая привязка к Восточной Сибири и Дальнему Востоку, с одной стороны, позволяет конкурсу «Полюс. Золотой сезон» собрать вместе очень разные театральные коллективы – многие из них никогда бы не встретились на других конкурсах или фестивалях. С другой стороны, результатом иногда становятся очень интересные театральные проекты – так, например, в прошлом году Городской драматический театр Шарыпово и Мирнинский драматический театр в рамках лаборатории «1001 ночь» создали спектакль «Чистильщик и девушка». Знакомство театров состоялось благодаря конкурсу «Полюс. Золотой сезон».
Именно поэтому многие театры, один раз заявившись на конкурс, участвуют в нем еще и еще раз. Например, театр «Поиск» из Лесосибирска трижды заявлялся в конкурсе и дважды занимал второе место. В этом году они также планируют участие, представят на суд жюри спектакль Романа Букаева «Просто так». Романа Магадан уже знает – два года назад Лесосибирск привозил сюда его постановку «Малые деньги». Для артистов театра, кроме постановок и общения, очень важна образовательная программа.
– Фестиваль в принципе трудно отделить от образовательной программы, которая для нас очень полезна, – делится директор «Поиска» Олег Ермолаев. – Но «Территория» – это в первую очередь встреча с людьми – старыми знакомыми, новыми друзьями. Всегда есть чему поучиться, будь то спектакль или лекция. Такие встречи очень важны для театров, они дают дополнительную мотивацию не просто к работе, а к созданию качественных спектаклей.
– Конкурс «Полюс. Золотой сезон» – это грандиозный проект! Особенно для нас, независимых театров, – рассказывает Вадим Карионов, директор театра «Новая драма» из Иркутска. Этот крохотный независимый театр – новичок конкурса. – «Территория. Красноярск» для нас была возможностью в первую очередь учиться, после нее мы съездили еще и на московскую «Территорию». Для нас важно было понять, в правильном ли направлении мы движемся, оказалось, что да – в правильном. Мы очень благодарны «Полюсу» за финансовую помощь, у нас теперь есть крутой современный свет, микрофоны, гитары. Для нашего театра это очень важно.
Иркутчане обязательно будут участвовать в конкурсе в этом году, сейчас выбирают, что выставить: либо постановку по пьесе А. Иванова «С училища», либо «Королеву красоты» по Мартину МакДонаху.
Два года участвует в конкурсе Мирнинский драматический театр (Республика Саха (Якутия)).
– И обязательно будем участвовать еще! Тем более в Год театра, – уверена заслуженная артистка Республики Саха Татьяна Шубина. – Это возможность знакомства с новыми людьми, нашими коллегами. Мы в Красноярске очень много для себя подсмотрели, это было очень полезно. За конкурс «Полюс. Золотой сезон» можно сказать только спасибо. И добавить: до новых встреч.
Заявку на участие театры могут подать через сайт конкурса «Полюс. Золотой сезон» до 20 марта.
«Территория. Красноярск». Как это было
В сентябре прошлого года на одну неделю театральное сообщество краевого центра увеличилось чуть ли не вдвое. К нам приехали театральные критики, искусствоведы, режиссеры и актеры со всей страны. Десять спектаклей, концерт, выставка, 31 событие театральной и 13 – образовательной программы, три тысячи зрителей. Все это «Территория. Красноярск».
Фестиваль, который умудряется шокировать даже искушенную московскую публику, привез нам самые неожиданные форматы – спектакль-мистификацию «Музей инопланетного вторжения», спектакль – документальное исследование «До и после» и даже Достоевского, рассказанного языком современного балета. «Кафе «Идиот», вдохновленное романом Достоевского и поставленное знаковым современным хореографом Александром Пепеляевым, действительно оказалось самым трудным для восприятия. Костюмы условны, декорации минималистичны, текст сведен к минимуму – роман не узнается. Да это и не нужно: по задумке автора, это спектакль-эмоция, спектакль-ассоциация. Визуальный театр, мастерски играющий с предметным миром, использующий тело актера как инструмент в достижении сценического эффекта, дает зрителю принципиально новый опыт. Заставляет погружаться в ощущения, которые рождает не текст, а что-то более древнее. Для большинства зрителей это новый театральный язык, который только предстоит постигнуть.
Жанр вербатима (документального текста), уже знакомый красноярским зрителям по работам ТЮЗа, был представлен в знаковом спектакле «До и после» Мастерской Брусникина. Для молодых студентов-первокурсников, сыгравших в нем, показ был настоящим испытанием: незадолго до начала фестиваля они потеряли своего наставника, и этот спектакль стал их первым самостоятельным выступлением, с которым они справились блестяще. Истории стареющих актеров, отдавших жизнь и молодость театру, тронули зрителей до глубины души. Также в музее Площадь Мира временно базировался «Музей инопланетного вторжения» – совместный проект художников Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной, Шифры Каждан и продюсера Александры Мун. Он создан в редком жанре псевдодокументалистики, речь шла о инопланетном вторжении, якобы произошедшем в Сибири.
А для спектакля-исследования группы Rimini Protokoll «В гостях. Европа» понадобились особые площадки – несколько квартир красноярцев. Во время околотеатрального действия гости и хозяева пекли пирог и отвечали на вопросы, которые позволяют лучше узнать, кто мы.
Все эти события оставили такой шлейф, что полгода спустя понятно, что фестиваль «Территория» уехал, но на самом деле остался – в наших сердцах и мыслях.
Наша «Сцена и ценности»
В прошлом году наша газета совместно с компанией «Полюс» начала проект «Сцена и ценности», рассказывающий о театрах малых городов в нашем крае. За это время мы подробно рассказали об истории и современности Минусинского драматического театра и Лесосибирского драматического театра «Поиск», подготовили интервью с главным режиссером Красноярского театра юного зрителя Романом Феодори, главным режиссером Государственного академического Центрального театра кукол им. С. В. Образцова Борисом Константиновым, директором Лесосибирского драматического театра «Поиск» Олегом Ермолаевым. Эти тексты, а также новости краевых театров, репертуарные планы и всю информацию о конкурсе «Полюс. Золотой сезон» вы можете найти на нашем сайте gnkk.ru в разделе «Сцена и ценности».
Фото пресс-службы компании «Полюс»