Меню Поиск
USD: 74.25 -0.94
EUR: 90.26-0.93
№ 84 / 1164

Централизация поможет управлению

Повестка минувшего заседания сессии Законодательного собрания насчитывала более 50 вопросов. Депутаты заслушали информацию правительства об итогах уборочной кампании и высоко оценили труд хлеборобов, намолотивших рекордный урожай.

Также был рассмотрен ряд важных законопроектов: народные избранники согласовали прогнозный план приватизации краевого имущества, повысили прожиточный минимум пенсионера и одобрили передачу кластера «Радуга» СФУ. Особое внимание было уделено созданию муниципальных округов.



В Красноярском крае будут созданы два муниципальных округа – Пировский и Шарыповский. Инициатива органов местного самоуправления поддержана региональным парламентом.

Муниципальный округ – это новый тип муниципального образования, учрежденный федеральным законодателем в мае 2019 года. Он предполагает одноуровневую систему управления: все представительные и административные функции поселения передают в административный центр округа, соответственно сельские советы депутатов и администрации поселений прекращают свое существование. В крае в течение многих лет существует аналогичный по схеме управления муниципалитет – Северо-Енисейский район.

Практика передовиков

В Красноярском крае уже есть успешный опыт «муниципальной вертикали», который наработан в Северо-Енисейском районе. В начале 2000-х его создание и деятельность были урегулированы уникальным и единственным в своем роде федеральным законом. Теперь же одноуровневая модель муниципального округа может быть применена по всей территории страны наравне с двухуровневой при условии, что органы представительной власти и жители всех поселений примут такое решение.

Первыми решили объединиться в муниципальный округ жители Пировского района. В июле на заседании сессии Законодательного собрания была внесена поправка в 32-ю статью Устава Красноярского края, которая закрепила в административно-территориальной системе новый вид муниципального образования. И сразу в районе начали предпринимать необходимые действия – проводить публичные слушания, сессии сельских и районного советов депутатов. Следующим стал Шарыповский район.

Какие выгоды?

В ходе сессии Законодательного собрания главы Пировского района Александр Евсеев и Шарыповского района Геннадий Качаев доложили краевым парламентариям о работе над подготовкой законопроектов, о том, какие выгоды получат жители от смены формата муниципального образования. Аргументы за создание муниципального округа обоих докладчиков во многом совпадают: экономия в размере нескольких миллионов рублей на проведении выборов и содержании административного аппарата, консолидация бюджетов поселений в бюджет округа, создание единого центра принятия решений по вопросам местного значения, привлечение более квалифицированных управленческих кадров.

На вопросы депутатов, не станет ли власть, а вместе с ней государственные и муниципальные услуги менее доступными для жителей сел, главы заверили, что в каждом поселении будут работать представители муниципального округа, а в единый представительный орган в обязательном порядке будут избираться депутаты от каждого из населенных пунктов. Что же касается форм участия жителей в местном самоуправлении, то везде уже созданы советы сел (ТОСы), которые позволяют решать вопросы местного значения. Своих муниципальных коллег поддержали краевые депутаты, тесно работающие с этими территориями: Роман Гольдман, Николай Креминский, Владимир Демидов.

Шаг навстречу людям

Первый вице-спикер краевого парламента Сергей Попов, выступивший содокладчиком по поручению профильного комитета, сообщил, что желание объединить все поселения в муниципальный округ представители Пировского района выказали еще до принятия поправки в Устав края, сразу же после изменения в федеральном законодательстве.
– Комитет побывал в Пировском, мы пообщались с людьми, работниками различных учреждений, активистами, – сообщил Сергей Александрович. – Депутаты пришли к выводу: да, этого хотят граждане, они шли к этому решению не один год, и только отсутствие законодательной базы мешало сделать этот шаг раньше. Теперь такая база есть. И она дает возможность жителям муниципальных образований самим выбрать способ организации местного управления. Вряд ли мы имеем право помешать им реализовать эту возможность. Комитет и я как депутат поддерживаем законопроекты и рекомендуем их к принятию.
По итогам голосования сессия поддержала в первом чтении законопроекты по объединению всех поселений Пировского и Шарыповского районов в единые муниципальные округа, а также законы в отношении установления границ и наделении соответствующим статусом новых муниципальных образований.

Также сессия приняла в первом чтении законопроект, внесенный губернатором края, в котором прописан порядок избрания главы муниципального округа. В соответствии с этим документом для глав округов сохранится способ избрания, идентичный избранию глав муниципальных районов: глава округа будет избираться представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, он и возглавит местную администрацию.

Механизмы контроля

На этой же сессии был принят другой важный законопроект, касающийся всех муниципальных образований. Речь идет о новеллах в уставный закон «О Счетной палате Красноярского края». Суть документа в том, что территории, где нет своих контрольно-счетных органов, смогут заключить соглашение со Счетной палатой края о проведении внешнего аудита.

Сергей Попов, представлявший депутатам законопроект, пояснил, что подобная передача полномочий на краевой уровень предусмотрена федеральным законодательством. Однако в крае уже выстроена показавшая свою эффективность система из 61 муниципального контрольно-счетного органа, которая охватывает 72 процента муниципальных образований. Остальным МО принятая сегодня поправка поможет наладить внешний финансовый контроль.

Вместе с тем Сергей Попов отметил, что в промежутке между первым и вторым чтением предстоит большая работа по поиску механизмов и необходимого баланса взаимодействия между муниципальными образованиями и высшим контрольно-счетным органом края, которые найдут свое отражение в уточненной редакции законопроекта.

КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий Свиридов,

председатель Законодательного собрания края:

– Муниципальный округ будет заниматься и теми полномочиями, которые ранее исполняли сельсоветы. Вопросов возникает достаточно много. Надо очень внимательно смотреть, как это реализуется на местах. В результате повышения уровня ответственности не должна возникать ситуация, когда какой-нибудь населенный пункт оказался бы без своего депутата либо без своего голоса в новом органе власти, который появляется в связи с этими изменениями. Думаю, что все в наших силах, и мы подойдем к этой теме с учетом массы вопросов, которые необходимо отработать и сделать так, чтобы мнения с мест, особенно малых поселков, были учтены.
Подчеркну, что инициатива о создании муниципальных округов высказана снизу, и практически всеми населенными пунктами двух территорий она была поддержана. Мы делаем серьезный шаг. Централизация бюджетных средств позволит оперативнее реагировать на различные ситуации, в том числе чрезвычайные, сэкономит определенную сумму средств, которые направлялись, например, на выборы в сельсоветы. Мы еще в начале пути и будем совершенствовать все, что связано с этим процессом.

№ 84 / 1164

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео