Человеческий фактор С начала года на территории края получено налогов и сборов более 205 миллиардов рублей

Человеческий фактор С начала года на территории края получено налогов и сборов более 205 миллиардов рублей
Фото: krskstate.ru

С начала года на территории края получено налогов и сборов более 205 миллиардов рублей. Это превышает уровень прошлого года на 14 процентов, или на 25,2 миллиарда рублей. Из общей суммы поступлений в бюджет Красноярского края мобилизовано 99,5 миллиарда рублей. Прирост – 20 процентов, или 16,4 миллиарда рублей. Нам, обывателям, нет смысла разбираться в деталях – как? за счет чего? Главное, вопреки экономическому кризису идет рост, а не падение.

Искать возможности

Когда губернатор Виктор Толоконский в начале года говорил об экономическом потенциале края, о необходимости поиска и использования всех возможностей, честно говоря, его слова казались управленческим оптимизмом. Но вот же, пожалуйста. Сработал человеческий фактор?

Вот о последнем давайте вместе и пофилософствуем. По сути, без человеческого фактора любые «стратегии» – ничто. Первый пример, так скажем, из высокой плоскости. Я спущусь значительно ниже. К человеку обыкновенному. Когда я был молодой и работал в районной газете на юге края, много поездил по местным хозяйствам, меня поражало: почему в двух совхозах, расположенных рядом, в одинаковых климатических и географических условиях такие разные ситуации? В одном – неплохие дороги, прекрасный клуб, ухоженные животноводческие фермы, высокая урожайность, люди получают достойную зарплату. А в соседнем – еле выживают. Народ пьет, на фермах грязь и убожество, урожайность – кот наплакал, кормов до весны может не хватить…

Правда, удивлялся я недолго. Пока ближе не познакомился с руководителями хозяйств района. Все оказалось банально: роль личности в… отдельно взятом совхозе. У грамотных, ответственных директоров, которые искали возможности, все получалось. У тех же, кто искал причины – почему не получается, жаловался то на погоду, то на нерадивых крестьян, – хозяйства дышали на ладан.

Напоминаю, это были времена «мрачного тоталитаризма», когда экономика была настолько «плановой», что лишний куб досок или тонну солярки сверх лимита не купишь. Шаг влево, шаг вправо – побег, какая-то предпринимательская инициатива, выходящая за рамки советских законов, не приветствовалась. Но даже в этих условиях отдельные руководители умудрялись выводить свои хозяйства в передовые. Какими усилиями им это давалось…

Пусть вас не смущает, что, говоря о развитии территорий края, я привожу примеры из области сельского хозяйства. Ведь принцип успеха один и тот же. Что для совхоза, что для района, что для субъекта РФ. Тем более сегодня, когда все для этого есть – и рынок, и свобода принимать практически любые решения, если они идут на пользу людям. Примеры широко известны – директор ЗАО «Солгонское» Борис Мельниченко, директор «Назаровского» Валерий Исаев, директор ЗАО «Искра» Сергей Толстиков. Да, сейчас больше возможностей, но легче ли им работать, чем тем, советским, директорам?

Правда, встречается и другой подход. Когда «все мешает», а у соседа коровы завсегда жирней. Несколько лет назад услышал я в приватной беседе от главы одного из далеко не передовых районов края: «Что нас сравнивать с Северо-Енисейским районом? Им повезло исключительно благодаря природным ресурсам. Добывают четверть золота страны, получают громадные налоги в местный бюджет, отчего не развиваться? А у нас леса да болота…»

Район тот до сих пор сидит на «подсосе» у краевого бюджета, всех коров порезали, деревни умирают, а парочка чудом сохранившихся фермерских хозяйств едва выживает.

Приумножать, а не хапать

Тогда же я побывал в Северо-Енисейске, в вотчине знаменитого Ишмурата Минзаляевича Гайнутдинова, которому «повезло с золотом». У него в райцентре крытые бассейны, хорошая больница, строится современное жилье, малый бизнес не бедствует… И там от уважаемого в районе строителя Вагифа Агакишиева услышал другое мнение:

– Дело не в золоте. Его еще добыть надо. Я уверен, что даже на голой земле у Гайнутдинова сады бы цвели, все бы вокруг крутилось и колосилось. Богатства сами на голову не падают, трудиться надо, приумножать, а не хапать. Тут как в поговорке: дай дураку рубль, он его пропьет. Дай тот же рубль умному – он будет думать, как из него сделать десять.

Полностью с этим согласен. Инициатива и предприимчивость, здоровые амбиции – вот основа развития любой территории, хоть богатой, хоть бедной. Ну чем мы, сибиряки, хуже японцев, сумевших на скудных своих землях, где ни полезных ископаемых, ни лесов – одни камни, построить процветающее государство? Или тех же израильтян? Они в пустыне выращивают такие урожаи овощей, что не только себя, но и кучу других стран кормят. А у нас-то и ресурсов побольше, и земель – глазом не окинешь, да и люди не глупей.

Скажете – технологии? Климат? Да нет, прежде всего мозги и характер. Без которых ни климат не поможет, ни технологии. Мы что, не можем всю Россию картошкой завалить? Из Египта возим. Позор! С зерном, кажется, получилось – пол-Сибири кормим. Собственно, о том же сказал недавно и Виктор Толоконский на форсайт-сессии по обсуждению долгосрочных перспектив социально-экономического развития края:

– У нас есть огромный человеческий и энергетический капитал. Я говорю о мощной энергии жителей края, готовых решать серьезные задачи. Этот характер первооткрывателей – уникальное преимущество региона. Амбиции красноярцев нужно трансформировать в веру в свой край. Не стоит бояться сложных решений, самых смелых мыслей, масштабных проектов при прогнозировании будущего. Не деньги сегодня ограничитель развития края, а идеи. Давайте решения, а ресурсы мы найдем.

Губернатор, едва вступив в должность, инициировал разработку стратегии развития края на ближайшие 15 лет – куда будем двигаться и как развиваться. Цели на перспективу обозначены предельно ясно: экономический рост, бездефицитный бюджет, рост благосостояния жителей края. Территории должны были сильно поразмышлять над своими стратегиями. Все поразмышляли? Все поискали свои возможности? Есть серьезные предложения?

Дело не в географии

Точки роста – те, которые дадут импульс развитию краевой экономики на ближайшие десятки лет, – знает сегодня любой житель края. Перво-наперво – Нижнее Приангарье с гигантской развивающейся экономической инфраструктурой. Здесь и гидроэнергетика, и цветная металлургия, и глубокая переработка леса, и добыча золота… В недрах только Мотыгинского района содержатся богатые залежи свинцово-цинковых, фосфатно-ниобиевых и железных руд, сурьмы, бокситов, магнезита, каменного угля… В Приангарье – целый кластер, который обеспечит тысячи новых рабочих мест, даст колоссальное наполнение бюджета. Чуть выше по карте – Эвенкия и Таймыр. Развитие им дает нефть – и Ванкор, и месторождения Юрубчено-Тохомской группы. Если спуститься по карте на юг – здесь наша житница: Назаровский, Шарыповский, Ужурский, Минусинский районы. Уже сегодня здесь в некоторых хозяйствах (в том же «Назаровском») урожайность зерновых – по 50 центнеров с гектара, как на Кубани, развивается высокопродуктивное животноводство. В Большемуртинском районе построен мощный свинокомплекс, который даст толчок развитию района. А еще у нас есть угольные разрезы, тепловые электростанции – Назаровская и мощнейшая Березовская, вокруг которой тоже образуется сильная промышленная инфраструктура. Ачинск – это НПЗ и глиноземный комбинат…

Но что делать районам, которым «не повезло» с географией, где нет полезных ископаемых, крупных заводов? Есть ведь и такие в нашем крае. Приезжаешь – а там с XIX века ничего не менялось. Где-то далеко, за горами-лесами, остались и Нижнее Приангарье, и Ванкор, и ГЭС, а здесь – полуразрушенные фермы, разбитые дороги, и люди жалуются: работать негде. Вот тут-то и открывается широкое поле деятельности для местной власти. Для проявления той самой инициативы и предприимчивости, о которых говорилось выше. Уж коров-то у нас можно держать от границ с Хакасией до самого, наверное, Лесосибирска. А овцеводство раньше на юге края какое было? Тысячные отары – в Ужурском, Шарыповском районах. Что мешает возродить его? Пожалуйста, развивайте фермерство, переработку сельхозпродукции, привлекайте для этого инвестиции, а власть поможет. По данным правительства края, только в прошлом году почти 14 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса получили различную поддержку от государства. А в ответ бизнесмены создали около 1,5 тысячи новых рабочих мест и привлекли более 1,5 млрд рублей инвестиций.

Помню, в прошлом году на краевой сельхозвыставке Виктор Толоконский, тогда еще и.о. губернатора, сказал, ознакомившись с достижениями сильных хозяйств:

– Все это, конечно, хорошо. Но недостаточно для такого огромного края! Животноводческая ферма должна быть в каждом селе. Фермерских хозяйств – десятки. И мини-заводы надо строить в каждом районе – молочные, колбасные цеха, сыроварни, мельницы…

Да много чем можно заниматься на нашей богатой земле. Вон в соседнем регионе, Кемеровской области, есть такая компания – «Верес». Овощные консервы делают. В любом супермаркете Сибири продаются. У них что там, климат краснодарский? Нет, просто нашлись предприимчивые люди и построили такой бизнес.

К счастью, есть и у нас в крае руководители на местах, которые не ждут, что им на голову свалится манна небесная. Например, глава Шарыповского района Геннадий Качаев. Казалось бы – и ГРЭС у него под боком, и угольный разрез, налоги капают, сиди себе, поплевывай в потолок. Но в районе чего только нет – тут и страусов выращивают, и маралов, и люди в аренду озера берут, рыбу разводят, фермерством занимаются. Здесь делают отличную колбасу в мини-цехах, варят пиво, развивают другие виды малого бизнеса. Потому что в районе есть хозяин, который заинтересован, чтобы люди не сидели без работы.

Словом, вся стратегия развития края в наших руках. Если еще пару лет назад можно было уповать на то, что «заграница нам поможет», то в нынешних политических условиях у нас нет иного выхода, кроме как рассчитывать на себя, на свою смекалку, предприимчивость и трудолюбие. У нас есть где развернуться и проявить все эти качества. Нужно только захотеть.

Комментарий

Юрий ШВЫТКИН

депутат Законодательного собрания (фракция «Единая Россия»), член комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения

– Я много езжу по районам края и вижу: есть проблемы развития как системного характера, так и те, что связаны с человеческим фактором. Очень много зависит от глав. Активные руководители все время предлагают какие-то идеи, сами подключаются к их воплощению, не дают покоя краевым министрам, добиваются, требуют. Другие ждут, что к ним кто-то приедет и все за них сделает. Политикой занимаются, а не конкретной работой на благо населения.

Формирование программ социально-экономического развития территорий должно идти не столько сверху, сколько снизу, исходя из потребностей людей, живущих там. Манна небесная сверху не упадет, нужно самим работать. Развивать любые актуальные для данной территории производства. Власть поддержит любую хорошую инициативу. Но хочу подчеркнуть: все это должно работать не на чей-то карман, а приносить пользу людям, давать рабочие места и наполнять местный бюджет.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что