О Михаиле Годенко говорят: «Он открыл миру Красноярск». Этот творческий человек, танцор и хореограф, всего себя отдал Красноярскому краю, который открывался для него неласковой стороной. Видимо, тем и славен талант – своей незлопамятностью, стремлением улучшать жизнь даже в самых отдаленных уголках, куда забрасывает его судьба.
От Москвы до Красноярска
Сегодня мало кто вспоминает ту страницу из жизни великого хореографа – художественного руководителя и главного балетмейстера Красноярского ансамбля танца Сибири Михаила Годенко. Урожденный днепропетровец, который окончил Московское хореографическое училище и танцевал в столичных театрах, после Великой Отечественной войны оказался в Норильлаге.
Фронтовой артист – рядовой ансамбля Второго Украинского фронта Михаил Годенко попал в плен. Был освобожден и с Красной Армией дошел до Берлина, но после окончания войны Годенко арестовали и отправили в Норильск. Два года Михаил Семенович работал в Норильском музыкальном театре, учил танцевать учащихся Норильского техникума.
Освободившись, уехал в Красноярск. Его первая работа на нашей земле – балетмейстер военного ансамбля. Страна восстанавливалась после войны, а заодно пела и плясала. Затем были военные ансамбли других городов, Ленинградский мюзик-холл, Северный русский хор в Архангельске. В Красноярск вернулся в 1963 году, где с этого времени начала отсчет «годенковская эпоха».
Народный ансамбль песни и танца в Красноярске появился в 1946 году. Но изначально в нем доминировал хор, исполнявший русские народные песни. Небольшая хореографическая группа, добавившаяся в 1954 году, была скорее вспомогательным элементом. Первый директор ансамбля песни и танца Татьяна Восходова вспоминала: переломным моментом стало выступление в Сталинграде. На концерте присутствовал работник Министерства культуры СССР, посмотрел: не совмещаются народные танцы и классический хор, надо разделять.
Танцы для народа
Михаил Годенко – второй художественный руководитель Ансамбля танца народов Сибири. На этом посту он сменил Якова Коломейского. Приехал в Красноярск, и сразу за работу. Для начала откорректировал название коллектива – убрал слово «народов».
– Новое название «Ансамбль танца Сибири» открывало более широкие возможности, – считает народный артист России, доцент кафедры народных инструментов Красноярской государственной академии музыки и театра Владимир Рябцев (который раньше работал в оркестре ансамбля). – Ведь Сибирь заселена разными народами, а оркестр формировался на основе русских народных инструментов. Затем к ним добавились медные, которые были важны для казачьих танцев.
Артисты, работавшие с Годенко, уверяют: корректировка названия – не прихоть, а «веление времени». Годенко увеличил численный состав артистов – в коллективе в разные годы танцевало от 100 и более человек. И, самое главное, новый худрук преобразил стиль ансамбля. Соединил в своей хореографии фольклор и эстраду, превратил народные танцы в яркое шоу с четкой, строго выстроенной драматургией. Для того времени это был смелый шаг. Сам Годенко считал: танцы должны быть понятны не только ученым, но и простому обывателю, народу. Ведь на то они и народные. За это его немало ругали при жизни чиновники от культуры – и все же уважали его позицию. Как-то министр культуры СССР Екатерина Фурцева отметила: «Танцы Годенко понятны, доступны народу, их любят все – от школьников до пенсионеров». Специалисты считают, что именно благодаря своей «народности» ансамбль танца Сибири очень быстро стал востребованным в самых высоких эшелонах власти Советского Союза и за рубежом.
Илья Клеймиц, в 1972–1986 годах художественный руководитель Красноярской краевой филармонии, вспоминает, как однажды ансамбль сняли с гастролей во Франции, чтобы он станцевал в Москве на торжественном концерте в честь партийного съезда:
– Это был один из лучших ансамблей страны. Тогда существовали ансамбли Моисеева в Москве, Вирского на Украине и Годенко в Сибири. Михаил Семенович был и тогда современным человеком. Его танцы отличались от других, и его охотно приглашали за границу. У ансамбля Годенко везде были свои поклонники. Из их числа Леонид Брежнев и другие руководители страны. Потому ни одно мероприятие, которое устраивалось в Москве во Дворце съездов, не проходило без номера ансамбля Годенко.
Искусство, понятное без слов
У творческих людей принято спрашивать, откуда они черпают материал для своих песен, танцев или романов. У знакомых с Годенко таких вопросов просто не возникало. Танцоры вспоминают, что Михаил Семенович постоянно что-то напевал. А затем из намурлыканной музыки рождался потрясающий танец-спектакль. При этом сам Годенко замечал: вдохновение черпает не столько в народном танце, сколько в самой жизни, сибирской природе. Как-то Михаил Семенович сказал:
– В Сибири все самое сокровенное, самое молодое – города, люди. Посмотришь на концерте в зрительный зал – кругом молодежь. Потому и нам нельзя увлекаться только стариной, от нас ждут танцев сегодняшнего дня. А это значит – темп, динамика, оптимизм.
Уже в 1965 году Михаилу Годенко присвоили звание заслуженного артиста Тувинской АССР. Казалось бы – ансамбль из Красноярска, а почести тувинские. Но танец «Звенящая нежность», созданный по тувинским мотивам, настолько восхитил тувинцев, что Годенко, сумевший красиво передать чувства и характер этого народа, получил от него в награду и благодарность это высокое звание. В 1977 году Годенко стал народным артистом СССР, а в 1984 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Ансамбль танца Сибири любили не только в России, но и за рубежом. Американцы и французы хотели видеть только сибирских танцоров. И когда в советском министерстве культуры американскому импресарио указывали: «У нас есть и другие танцевальные ансамбли», – он отвечал: «А американские граждане хотят видеть красноярцев». Искусство танца было понятно без слов. После таких концертов послы говорили годенковцам: «Вы приехали сюда и за полтора часа сделали больше, чем мы за пять лет». Искусство сближало народы.
И в выездной коллектив танцоры стремились со всего Союза. Годенко в шутку называл свой ансамбль «сборной Советского Союза». У каждого в ансамбле было свое прозвище. Михаила Семеновича уважительно звали «шеф».
Шеф, наставник и отец
«Шеф» был примером для всех в ансамбле. Костюм с иголочки – чистенький и наглаженный, никогда не появлялся перед коллективом выпившим, хотя при его диабете врачи рекомендовали выпивать рюмочку для снижения сахара в крови.
– Это был простонародный интеллигент, – говорит артист балета ансамбля танца Сибири с 1977 по 1993 год Александр Грудцин. – Дни рождения отмечал вместе с коллективом. Кинем клич: «Ну что, ребята, – по рублю». Шапку по кругу. Вместе со всеми вкладывался и Годенко. Посидит с коллективом – выпьет, обсудит творчество.
Танцоры вспоминают, что не было в Годенко этой вот начальнической нотки, однако на репетициях дисциплина была отменная. Если в зал выходил Годенко, на сцене устанавливалась тишина – ни одного слова не услышишь. Так принято в хореографии – работаешь ногами, а не языком.
Нина Силкова, бывший секретарь Красноярского крайкома КПСС и бывший замминистра культуры СССР, вспоминала:
– Михаил Семенович был для коллектива художественным руководителем, наставником, отцом и матерью. Он умел создать в коллективе дружескую атмосферу, окружить буквально каждого добротой и взаимопониманием, быть близким, родным человеком.
В последние годы Годенко сильно болел. Из-за сахарного диабета отказали почки, требовался аппарат для гемодиализа. В Красноярске такого оборудования не было, Михаил Семенович сам приобрел его в Австрии, а после выписки из краевой больницы забирать аппарат не стал. Оставил другим больным.
Скончался Годенко в марте 1991 года в Ленинграде. Но похоронили его в Красноярске – городе, который стал для этого великого мастера родным, городе, который Годенко своим творчеством прославил на весь мир.