Человек МИРа

Андрей Катаев: мелкий лавочник, помещик, крепостной

Человек МИРа Андрей Катаев: мелкий лавочник, помещик, крепостной

Кажется, что этнический фестиваль в Шушенском был всегда, и теперь даже странно, что у такого масштабного события есть свой родитель. Человек, которому принадлежит идея собирать раз в год фольклорные коллективы и зрителей на шушенской земле. Андрей Катаев, задумавший 15 лет назад фестиваль для продвижения своего туристического бренда, похоже, и не подозревал, чем он станет для нашего края.

МИР Сибири — 2018

– Вы довольны тем, как меняется фестиваль?

– Конечно, доволен. На самом деле самое главное – что он есть. На последних песнях Бреговича я пошел через толпу посмотреть на зрителей. И вот это счастье людей, которые танцуют, – это самое главное. Кто-то говорил, что первые фестивали самые лучшие, что сейчас какая-то не та атмосфера. Мне сложно судить об этом. На тех фестивалях, что я делал сам, я ничего не увидел. Фестиваль проживает разные стадии развития, каждый раз новая команда приносит что-то свое – и это как пазл, который постепенно собирается. Мы сейчас обсуждали это с жюри, и я как многодетный отец могу судить о том, что каждое действие, которое вливается в организм фестиваля, – нужное. Организация пространства, оформление фестиваля хорошо, сильно выросло. Я отслеживаю постоянно в фейсбуке все посты, которые про фестиваль идут. В течение года что-то пишется о Шушенском, ни один фестиваль в России не имеет такого круглогодичного освещения, и это на самом деле здорово.

Пресс-конференция организаторов на одном из первых фестивалей. Катаев в центре

Для меня было удивительно, что один раз на каком-то мероприятии меня представили как основателя первого этнического фестиваля в России, хотя этническая музыка всегда была, может, такого крупномасштабного фестиваля не было. Ценно то, что ни в одном регионе страны я не видел такой поддержки фестиваля этнической музыки со стороны властей. Краю все завидуют: в Новгороде если 600 тысяч выделили на фестиваль, уже хорошо. Здесь совсем другие цифры. Таких фестивалей больше нет: ни по масштабам, ни по той атмосфере, что здесь есть царит. Само место многое значит. На Северном Кавказе я делал разные маршруты, например, Аланский путь – поперек всех ущелий Кавказа. Кавказские горы очень красивые, но такого микса русской, тувинской, хакасской культур нет нигде. И фестиваль в этом уникален. Сейчас общаюсь с музыкантами по всей стране, и для них «МИР Сибири» – самый престижный фестиваль, и премия МИРа – уже ценность, к которой люди стремятся. Есть, например, очень хороший коллектив «Круговина» в Новгороде, я их зову на фестиваль – они не едут, говорят, что планка высокая слишком у нас. Хотя коллектив очень сильный – аутентика, экспедиции фольклорные.

Фестиваль, 2004 год

Я очень доволен, что дело живет и Шушенское отчасти благодаря ему развивается. Все идет так, как должно быть. Поэтому где-то может быть потеря атмосферы, но улучшение качества. Ведь в конце концов все сложится так, как должно быть. Это как дети растут: кажется, что ужас, а потом года два пройдет – и все хорошо.

– Как все начиналось?

– Началось все с маршрута «Саянское кольцо» – Тыва, Хакасия, Красноярский край. На территорию туристов затащить было трудно, поэтому мы решили делать фестиваль. Фестиваль власть поддержала, с туризмом тогда не получилось. Поэтому, когда мы делали оценку бренда в 2009 году, оказалось, что «Саянское кольцо» – это в первую очередь фестиваль, а не маршрут, не территория. А раньше «Саянское кольцо» было именно территорией. В 1991 году, когда я был студентом, застал последнюю туриаду «Ергаки-91», ходил по Ергакам в октябре, когда возвращался, в Абакане у меня спрашивали: с «Саянского кольца» приехал? И «Саянское кольцо» для меня звучало непонятно. Потом нашел проспект 1972 года «Путешествие по Саянам», а в нем тур союзного значения «Саянское кольцо». Хорошо, что сейчас Енисейская Сибирь появилась – это та же территория, только шире – до самого Норильска. Но с точки зрения туризма, я считаю, основной потенциал края все-таки юг. Новый проект позволит по-другому на эту историю посмотреть.

Фестиваль, 2004 год

– Как проходил фестиваль 15 лет назад?

– Первые три фестиваля я просто умирал каждый раз. Эмоционально, физически. Финансово. Это было тяжело. Сюда ушли и квартира, и машина. Пришлось вложить около 5 млн своих. Мне говорили: «Ты потратил 5 млн, какая прибыль?» – «А никакой». – «Ну и дурак». На самом деле вся моя дальнейшая жизнь сложилась во многом именно благодаря «Саянскому кольцу», и все мои проекты, которые я делал в Подмосковье, на Чукотке, на Северном Кавказе, в Сочи, – это все благодаря Шушенскому. Я сейчас еду по трассе, в кафе «Карчалык» остановился, они меня и раньше кормили, да меня и гаишники пропускали, когда узнавали, что я организатор «Саянского кольца». А тут приехал, мы знакомы – как родственники. Мне: садись, выбирай, что хочешь, бесплатно. Сын спрашивает: бесплатно? У меня столько сил и денег ушло на то, чтобы сейчас было бесплатно.

Фестиваль, 2004 год

Каждый фестиваль в начале был как маленькая смерть, после которой ты переходишь на следующий этап. В 2006 году у нас была пауза, не было фестиваля – и в Шушенском народ поднялся: фестиваль нужен. Люди это признали. На него на самом деле приходят и стар, и млад. Были годы, когда очень много молодежи приезжало, сейчас или молодежь повзрослела, или приезжать стали более зрелые люди. Основная масса – это зрители среднего возраста с детьми. Видел даже с грудными, и это на самом деле здорово. Вот сейчас люди сидят, поют (в это время на часах два ночи, за столиками сидят шушенцы и поют «Ой, то не ветер», «Миленький ты мой», вокруг них потихоньку собираются зрители. – Авт.). Значит, традиция жива.

Если вначале часто приезжали со сценическим фольклором в советском формате, то сейчас это аутентика. Когда-то я ставил перед собой задачу для «Саянского кольца» – раскрутить бренд, чтобы люди поехали из Красноярска на юг. Юг тогда был чем-то неизведанным, даже страшным. В 1999 году мне говорили: «Куда едешь? Тебя там убьют». Я приезжал в деревню в Тыву и мне говорили: «Ты первый русский за последние 10 лет». Сейчас люди едут в Тыву на «Устуу-Хуре» – движение пошло. Еще одна задача – дать толчок коллективам. Когда я увидел хакасские коллективы, шушенские, тывинские, я понял, что у нас уникальное культурное наследие. Не зря первыми девизами фестиваля было: «Откроем миру Сибирь». Мы везли сюда разных продюсеров, чтобы они увидели, услышали и как-то помогли коллективам. Эту задачу уже к 2007 году мы выполнили – сюда пошел поток. Теперь это как-то трансформируется, появляются другие музыканты и другие зрители.

Фестиваль, 2004 год

– А потом «Саянское кольцо» поменялось на «МИР Сибири».

– Аббревиатура «МИР Сибири» родилась благодаря фестивалю WOMAD (World of Music, Arts and Dance). Я знаю, что многие коллективы наши стремились попасть на него, мы думали его привезти сюда, даже была мысль вместо «Саянского кольца» сделать бренд WOMAD. Но потом решили все-таки сохранить свое. И сейчас это кажется абсолютно естественным, я даже себе купил футболку «Человек МИРа». Она для меня многосмысленная. Ощущаю себя как человек мира.

– Что вы считаете самой большой фестивальной удачей?

– Когда все начиналось в 2003 году, мы тогда воспринимали фольклор как смотр художественной самодеятельности. Это было скучно, нудно и неинтересно. И то, что в конце концов это стало интересно широкой массе людей, и люди сюда специально приезжают, – наверное, вот это самое важное. То, что в Википедии Шушенское раньше было местом ссылки Ленина, а теперь это место проведения крупнейшего фестиваля этнической музыки, – конечно, приятно читать. Но на самом деле важно, что люди по-другому стали воспринимать фольклор. Я знаю, что много новых коллективов появилось. Еще когда был Артемий Троицкий и в 2005 году мы проводили пресс-конференцию, я говорил, что у меня на самом деле есть мечта. Когда-то джаз родился как смесь африканской и еврейской музыки, у нас русский фольклор, сибирский фольклор – горловое пение, хомус. И если бы в конце концов появилось что-то экспериментальное… Я помню композицию, благодаря которой я получил поддержку Александра Геннадьевича Хлопонина. Когда он приехал на фестиваль, и Сергей Старостин Конгар-оолу говорит: давай выступим на сцене вместе. Включает минусовку песни «Далеко-далеко», начинает петь – и делает паузы. И Конгар-оол поет в это время тувинскую песню. Я помню восторг Александра Геннадьевича, он спросил у меня: «Какие призы получают коллективы?» – «Кому телевизор, кому музыкальный центр». – «А если деньгами?» – «Было бы круто». – «Считай, сколько нужно». И первый призовой фонд у нас был 440 тысяч.

Наградная статуэтка первых фестивалей

Альбина Дегтярева, руководитель якутского ансамбля «Айархаан», обладательница первого Гран-при фестиваля

Вот этот эксперимент, совмещение культур – с одной стороны импровизация, с другой стороны, ты можешь слушать это много-много раз. И это такое новое дыхание для фольклора. Очень живое. Если что-то пожелать фестивалю на будущее, то это не бояться экспериментировать. Важна аутентика, но нужно давать и свободу, которая дает второе дыхание. Это формат, который мы закладывали в 2012 году, когда была экспериментальная сцена, на которую мог выйти любой человек и джемить. Была площадка, на которую мы привезли коллективы, которые смешивали электронику с аутентичной музыкой – и именно это может дать движение фестивалю. И если в следующие годы это все дополнится, у фестиваля будет еще больше перспектив – он даст людям больше возможностей двигаться дальше. И дай бог родится новый музыкальный стиль – такой наш сибирский многонациональный, который будет уникален для всего мира.

Фестиваль, 2004 год

Фестиваль, 2004 год

– Чем занимается сейчас создатель крупнейшего фестиваля этнической музыки?

– Живу в Великом Новгороде, у меня своя компания – мастерская регионального туризма. Сейчас я мелкий лавочник, помещик, крепостной. У меня свой сувенирный бизнес, для которого я собрал лучших производителей – от меда до сувениров. Я взял в аренду усадьбу Муравьевых-Шереметьевых, потихоньку ее восстанавливаю – там и церковь, и яблоневый сад. Скорее всего, это будет агро-туристическая история, наследие уникальное, большого потока людей мне туда не хочется. Планирую восстанавливать уникальную церковь Архистратига Михаила – архитектор Резанов Александр Михайлович, главный архитектор храма Христа Спасителя, ученик К. А. Тона. Сейчас в это все погружаюсь. В Новгороде в прошлом году сделали фестиваль музыкальных древностей. Дурная голова ногам покоя не дает. Сейчас я хочу сосредоточиться – семья, усадьба, небольшой бизнес, мне этого достаточно. У меня четыре ребенка, а сегодня день рождения у Ярослава – ему исполнилось 10.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности