Чем учитель лучше Кар Карыча?

Чем учитель лучше Кар Карыча?
Фото Евгения Русских

Тридцатилетний Алексей Сергеевич ПОТЕМКИН, преподающий информатику в ачинской школе № 2, признанный в 2014-м и нынешнем году лучшим учителем Красноярского края по итогам регионального конкурса «Учитель года», по-моему, является прямым опровержением паникерства в духе «молодежь нынче не та».

Очень даже «та». А кроме того, всегда радостно увидеть человека, который любит и, главное, понимает то, что он делает. Как это часто бывает у людей его профессии, происходит он из педагогической династии – бабушка, Нина Александровна Четверикова, отработала в школе 46 лет учителем русского языка и литературы, имеет звание «Отличник народного просвещения». Мама, Татьяна Андреевна, воспитатель детского сада. Общий педагогический стаж семьи 73 года.

– Бабушка все-таки повлияла на выбор профессии?

– Трудно сказать, что стало ключевым фактором. Подал заявление в Ачинское отделение цветмета на информатику и программирование – с математикой я всегда дружил. И в педуниверситет на учителя информатики. Прошел в обоих вузах, причем на бюджет. Выбрал КГПУ и ни разу не пожалел о своем выборе. Учиться было очень интересно, и поэтому быстро понял: я на своем месте.

Бабушка застала не только мое поступление в университет, но и начало работы. Говорила: «Очень хочу к тебе на урок попасть». К сожалению, не получилось.

– Самый трудный урок – первый?

– Как ни странно, именно первый для меня был самым легким. Прошел он на одном дыхании. Наверное, я тогда просто не знал, что такое волноваться перед уроком. Мне очень помогли ребята того времени, девятиклассники. А потом – чем дальше, тем волнительнее.

Через десять лет работы поймал себя на том, что перед каждым 1 сентября волнуюсь все больше. Но в нынешнем году мне удалось это переломить. Наверное, это своего рода философия – мы все время ожидаем от себя чего-то большего и еще большего ждем от окружающих. Постоянно рисуем себе картинку мира, которую хотим видеть, начинаем искренне верить в нее. А когда происходит не так, как на картинке, испытываем разочарование и обиду. Я подумал: почему нельзя жить вот в этом настоящем мгновении, делать все, что могу здесь и сейчас? Есть ведь такая замечательная фраза: «Делай, что должен, и будь, что будет». Делать так очень просто. И очень сложно.

– Вы, по сути, еще молодой человек и, наверное, не ощущаете острого поколенческого разрыва со своими учениками. Это так?

– До последнего года ощущал. Мне казалось, что мы очень разные, они обитают в какой-то иной вселенной. Но понял, что это не так. Люди ведь в принципе не меняются – меняются их «игрушки». У молодого поколения те же мечты, надежды, что у предыдущих поколений, просто объекты их приложения другие.

Если нынешнего молодого человека погрузить в те обстоятельства, в которых жили его родители, он станет очень похожим на них. А кроме того, я считаю, что профессиональная область не должна быть в отрыве от человеческой. В первую очередь мы люди, а во вторую – педагоги. Имею в виду не человеческие слабости, а то, что дети прежде всего должны видеть человека, а не профессиональный автомат. Недавно вот приходят семиклассники и говорят: сейчас объясним вам эффект квантового перехода. Я удивляюсь – какая там квантовая физика, седьмой класс! А они хоп – в двух словах и довольно грамотно объясняют. У меня шок. Спрашиваю: откуда узнали? Они говорят, мы «Смешариков» посмотрели, там Кар Карыч все объяснил.

Пришел домой, посмотрел этот мультфильм – так и есть, очень понятно и правильно растолковано. И тогда стал меня дергать вопрос: если Кар Карыч за две минуты может объяснить квантовый переход, тогда зачем мы, учителя, нужны? Полгода мучился. Стал искать и вот что нашел.

Часто людей вовлекают в педагогику яркие образы учителей. Это своего рода маяки. У меня они тоже есть. И я заметил: ты помнишь любимую Марьиванну прежде всего как человека, а уж потом то, чему она тебя учила. Потому что образ учителя – определяющий. Образы разные – одним запоминаются экспрессивные, другим перфекционисты, третьим – творческие, эмоциональные… Те личностные нотки, которые в нас присутствуют, создают тот уникальный вкус образовательного учреждения, в котором мы живем: это ассорти личностей и определяет человека, который выйдет за стены школы. А не предметное содержание.

Воспитать ребенка без его воли, без его желания научиться нельзя. На мой взгляд, задача учителя – воспитывать человека, прежде всего, в себе.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности