Отмечать это событие один из самых известных краеведов Красноярска собирается очередным трудовым достижением – новым томом истории красноярского парламентаризма «Депутаты красного столетия».
Слушать Бердникова очень интересно, но подчас непросто, поскольку – такое впечатление – персоны и ситуации нашего прошлого для него находятся в одной плоскости с современными. Но краевед, собственно, тем и отличается от прочих людей, что знает о местности, в которой живет, намного больше их.
Иваны, помнящие родство
– Леонид Павлович, как в целом вы оцениваете знания своих земляков об истории города, края?
– Как довольно слабые, особенно у молодых. Наверное, мы, взрослые, виноваты в том, что не воспитываем в своих детях любовь к нашей истории – предкам, родным местам. Но сейчас наблюдается тенденция: из библиотек люди пошли в архивы, потому что все больше хотят знать свои корни. Некоторым из моих учеников, ставших краеведами, заказывают составление родословных, они профессионально выполняют эту работу. Пока заказывают в основном руководители, депутаты, но я надеюсь, что интерес будет более широким. Многие, кстати, занимаются этим и самостоятельно, сидят в архивах, ищут. Это дает надежду на то, что мы все-таки больше будем знать не только о себе самих, но и о своем городе, крае. Тем более что приближается четырехвековой юбилей Красноярска – до него десять лет, но время летит очень быстро. Надо достойно встретить эту дату, издать энциклопедию Красноярска, а для этого нужны фундаментальные знания. Наша Центральная библиотека имени Горького готовится к этому событию, но в любом случае нужна государственная поддержка. Вот совсем скоро отметит 400-летие Енисейск, а у нас даже нет программы издательской деятельности для подготовки к этому событию. В старейшем городе края ведутся археологические раскопки, а енисейские краеведы выпускают книги на свои деньги. Считаю, что это совершенно неправильно, надо подключаться министерству культуры, местной власти, другим государственным органам, чтобы развивать краеведение.
Симптомы революции
– Расскажите, как появился замысел книги «Депутаты красного столетия»?
– Когда я был депутатом горсовета, меня удивило, что практически никто из моих коллег ничего не знает об истории местного самоуправления. К тому же мне самому было очень интересно разобраться, кто и когда был у нас во главе губернии. Потом меня заинтересовал местный парламентаризм – особенно времен первой русской революции. В августе 1905 года произошло необычное событие. Губернатор Айгустов неожиданно покидает наш город. Местные чиновники оказываются в патовой ситуации, а в городе неспокойно, рабочие устраивают манифестации, забастовки… Вообще, надо сказать, что красноярцы в 1905-м показали себя смелыми людьми. Тогда же, в декабре 1905 года, у нас появился Совет рабочих депутатов. К началу февраля 17-го революционные настроения подогревали война, товарный голод, сухой закон, неспособность власти навести порядок. Фальсификация продуктов, например, стала настоящей эпидемией. Вот документ 1916 года о том, что из чего делали: «Конфекты – металлические краски, мука, крахмал. Кофе – дубовый желудь, корень одуванчика, сушеная кофейная гуща, помол из ржи, гороха, фасоли, чечевицы, моркови, репы и т. д. Молоко – мел, сода, известь, гипс, борная кислота, вода». Так или иначе все это подводило к революции. Последнего губернатора Гололобова депутаты Совета арестовали, выслали из города.
– Как происходил переход от одной власти к другой, мы знаем по столичным примерам – «караул устал» и прочее. А как это было здесь?
– 5 марта собрался Совет рабочих депутатов, председателем которого был Яков Дубровинский. На тот момент во главе губернии никого не было, из столицы сигнал пришел только 12 апреля – первым лицом назначили Владимира Михайловича Крутовского. Но ему никто не подчинялся – врач, к тому же мягкий интеллигентный человек. Поскольку Керенский объявил всеобщее избирательное право, 2 июля начинаются выборы. Три кандидата на одно место в городском народном собрании. Победили большевики, им достался 41 мандат. Председателем стал все тот же Дубровинский. Но сделать это собрание ничего не успело, поскольку события развивались очень быстро. Например, уже 7 ноября Крутовский сидел в тюрьме. Вместо городского собрания – Совет рабочих депутатов, который и правил до июня 1918 года, пока не пришли легионеры чехословацкого корпуса. И опять начались выборы. Городским головой стал Музыкин, некогда ярый большевик. Через полтора года, когда вернутся красные, Музыкин также будет участвовать в Совете. Он не один такой был, кто переходил из партии в партию, поскольку грамотный, а таких людей ценили.
Интервенты или спасители?
– Гражданская война в истории до сих пор продолжается. Если брать чехов, то для одних они остаются интервентами и насильниками, для других – спасителями от чумы большевизма. Так кем они были, какой след оставили в городе?
– Первым делом устроили парад в честь дня Яна Гуса… Известно, что они расстреляли большевистскую верхушку – Бограда, Вейнбаума и других, которые пытались бежать на пароходе по Енисею, но их догнали. Эти люди заплатили жизнью за свои убеждения, уже за это я их уважаю. Мало кто знает – Бограда расстреливали итальянцы, а он хорошо знал итальянский язык и обратился к ним с речью о том, что настанет время, когда на земле будет равенство и братство. Некоторые солдаты отказались стрелять. Расправа над Адой Лебедевой тоже их не красит. Хотя определить точно, кто и как там участвовал, сейчас непросто, поскольку в 30-е годы архивы основательно подчистили.
Другой момент, на который мало кто обращает внимание, – в наш город было эвакуировано 121 предприятие и учреждение, их вывозили потому, что Колчака начали теснить. С собой же он забрал и огромное количество интеллигенции, отчего в 1918–1919 годах Красноярск стал культурной Меккой Сибири. Сколько было диспутов, симфонических концертов – в советское время это, конечно, не афишировали.
– Кому бы вы поставили памятник в Красноярске?
– Врачам, которые работали во время эпидемии тифа в 20-м году. Погибло их 20 человек, а вместе с санитарами – более 80. Еще я бы поставил памятник Сперанскому. Он основал Енисейскую губернию, и этот факт никак не отмечен у нас.
ДОСЬЕ
Леонид Павлович БЕРДНИКОВ
Заслуженный работник культуры РФ, автор более 30 работ по краеведению, книг «Вся красноярская власть», «Кланяйтесь залам библиотечным» и др.
Директор Красноярской централизованной библиотечной системы им. А. М. Горького (1983–1990).
Депутат Красноярского городского совета (2001–2008).