Сразу в трех регионах страны – Дагестане, Чечне и Красноярском крае – объявлен траур по жертвам, погибшим в ДТП. Две аварии унесли жизни сразу 22 человек. В Веденском районе Чеченской республики погибли в том числе и жители Дагестана – всего 11 человек. В Красноярском крае близ Козульки – тоже 11. Чуть раньше – тоже с 11 жертвами, ДТП в районе Балахты. В разговорах с главами регионов Владимир Путин выразил соболезнования семьям погибших.
Кто виноват?
Не помню, чтобы в течение двух недель происходило два подряд диких ЧП. 9 июля в Балахтинском районе по дороге на фестиваль «МИР Сибири» погибли 11 человек. В минувший четверг снова 11 погибших – при столкновении автобуса с фурой. Что-то фатальное в том, что в ДТП, по поводу которого Чечня и Дагестан объявили траур, погибли тоже 11 человек…
На момент подписания газеты в печать точной причины ДТП в Козульском районе установлено не было. Известно, что в обеих авариях фигурирует автобус одного и того же автотранспортного предприятия. Известно, что дорожное покрытие и погодные условия на месте ДТП были хорошими. И факт – в обоих случаях автомобильным транспортом управляли профессионалы, а не любители-лихачи.
Губернатор отреагировал на второе ДТП мгновенно. Инициировано создание межведомственной комиссии, которая должна будет посетить все предприятия, работающие на рынке пассажирских перевозок, и определить степень соответствия их работы требованиям правил безопасности. Хотя частичная проверка после первого ДТП серьезных нарушений не выявила.
Все это понятно. Понятно и то, что на кухнях будут поговаривать: наконец-то, мол, власти зашевелились. В бизнесе, правда, особенно в бизнесе, связанном с пассажироперевозками, говорят иначе: власти шагу ступить не дают, душат надзорными мероприятиями, на дорогах останавливают, нормы пребывания водителя за рулем ввели, да еще и контролировать их взялись. GPS-навигаторы понаставили. ГИБДД проходу не дает. В общем – все было бы лучше, если бы не власти со своими ограничениями и контролем.
В юности я много путешествовал на автобусах. Однажды по пути на соревнования на трассе Брест – Варшава, только мы отъехали от границы, водители (они были поляками) поменялись местами. Тот, что вышел из-за руля, сел перед нами, обернулся, разговорились. Он рассказывал о своей работе (я белорус, белорусы неплохо понимают польский, а поляки тогда почти все неплохо говорили по-русски), и рассказы его казались мне тогда такими удивительными, что я готов был поверить, что капитализм – действительно зло, если даже в соцлагере – такие драконовские законы.
Например, в его конкретной компании пить нельзя вообще. Запрещено. Хочешь работать – бросай. Если в ходе внезапной проверки, даже на выходных, в крови найдут алкоголь – ты уволен. Если отклонился от маршрута – уволен. Остановился у барахолки колес на продажу прихватить – уволен. Сидишь за рулем дольше четырех часов подряд и восьми часов в сутки – уволен. Это были 90-е, самое начало.
Недавно по дороге в Ачинск (как раз на той злополучной трассе, где произошло смертельное ДТП) останавливает меня водитель фуры – могучий такой дядька, голосует, помощи просит. Оказалось, при мелкосрочном ремонте переломил пополам ключ. У меня набор ключей всегда с собой. Оказалось, он едет один, машина эта – его собственность, берет заказы в частном порядке. Перевозчик. Сотрудники ГИБДД тормозят, вопросы задают, путевые листы, документы на товар проверяют и отпускают – верят на слово, что режим движения соблюдается. Едет мужик по 14–16 часов (курсирует в пределах Омска – Иркутска), его кормят ноги. Быстрее приехал – быстрее взял новый заказ. О каких восьми часах в сутки можно говорить? Где точно знает, что ГАИ нет, скорость повышает до 130 км/ч. Как и все, предупреждает встречных о приближении засады ГАИ.
Хороший парень. Таких тысячи. И нас таких же – миллионы. Которые запросто рассказывают друг другу о скоростных «педалях в пол». О том, что от ГАИ откупаются. Что бутылка пива за два часа «в крови растворяется». Учим друг друга нарушать правила, которые придуманы ради того, чтобы мы жили, – они зачастую написаны кровью.
Мы вообще любим хвалиться друг перед другом тем, как объегорили государство, как с налогами нахимичили, как экспертизу ловко прошли. И оправдывать себя тем, что задолбало со своими неоправданно жесткими правилами. А когда вновь погибнут люди, традиционно кивать на государство: это все оно виновато! Оно!
Может, конечно, на этот раз и тормоза у кого-то из участников ДТП отказали. А осмотр транспортного средства был на совесть, водители были в порядке, и скоростной режим все соблюдали. Но, как говорится, верится с трудом.
Недоделанный кризис
Первое, на чем начинает экономить бизнес в кризисное время, – обучающие программы. Второе – реклама и корпоративная политика. Первое, на чем начинают экономить люди, – путешествия. Второе – развлечения. Если дальше первых двух пунктов экономия не заходит, то и кризисом-то ситуацию назвать нельзя – так, временные трудности.
Работая с бизнесом, намек на кризис я ощутил: резко вырос спрос на разного рода бесплатные обучающие программы и упал на коммерческие. Чуть замороженной оказалась корпоративная политика: бюджеты праздников стали пониже. Это – все. Локомотивная отрасль – строительство, получив поддержку государства в виде компенсации ставки по ипотеке и т. д., тут же воспряла духом и исправно потащила за собой большую часть остального промышленного производства.
Остались локальные проблемы в дорожной отрасли, еще кое-где. Снижение промышленного производства в целом остановилось и развернулось в сторону роста – об этом говорит нам статистика.
Что до нас, до населения, дело обстоит так. Услугами туристических фирм в Красноярском крае в 2014 году воспользовались 106,9 тыс. человек (на 22 % меньше, чем в 2013 году). В туры по России в прошлом году отправились 18,4 тыс. человек. Популярными регионами среди туристов являлись Краснодарский край (14,6 % общей численности красноярских туристов, отдохнувших в России), Алтайский край (13,5 %), Санкт-Петербург (8,1 %), немногим менее половины туристов (49,5 %) посетили места отдыха в Красноярском крае.
Путешествие за рубеж в прошлом году осуществили 88,5 тыс. туристов края. Среди зарубежных туров в 2014 году, как и годом ранее, наиболее предпочтительным был отдых в Таиланде (31,7 % общей численности «зарубежных» туристов).
Так вот, вернемся к началу. Число обратившихся в турагентства снизилось на 22 %. Не критичное снижение, но заметное. Пора бить тревогу? Не-а. Разве что сами туристические компании должны задуматься о структуре своей нормы прибыли, которая зачастую зависит от перепродажи чужих туров. Я на роль статистика не претендую, но среди моих знакомых за последние 2–3 года не осталось никого, кто планировал бы зарубежные поездки с помощью туристической компании. Люди научились покупать билеты, бронировать отели, искать события и регистрироваться в качестве участников самостоятельно, минуя услуги агентства и экономя на агентском вознаграждении. Иными словами, снижение количества клиентов у туроператоров вовсе не обязательно означает снижение общего потока туристов.
Так есть ли кризис?