В этом году безветренная погода держится в столице региона 14 дней. В прошлом январе неблагоприятные метеоусловия наблюдали всего 8 дней, в феврале – 17 дней. Не лучше ситуация и в Минусинске, Норильске и Ачинске – именно оттуда чаще всего идут тревожные сигналы о том, что сложились погодные условия, при которых вредные примеси остаются в городской черте. На обращения жителей отреагировал губернатор Красноярского края Михаил Котюков, он собрал Общественно-экспертный совет по вопросам экологии, чтобы совместно выработать решение проблемы.
Как рассказал министр экологии Красноярского края Владимир Часовитин, в Красноярске присутствуют четыре основных вида источников влияния на окружающую среду: крупные предприятия, малый и средний бизнес, автотранспорт, и еще один, очень серьезный — это так называемые АИТы – автономные источники тепла, попросту печи частного сектора. Хотя на территории Красноярска они выбрасывают около 5 000 тонн загрязняющих в год, но низкие трубы и отсутствие всякой очистки приводят к тому, что именно эффект от них видят и обсуждают горожане.
Министр экологии отметил важный факт: очень по-разному природопользователи относятся и к выполнению экологических программ.
Крупные промышленные предприятия края принимают активное участие в федеральном проекте «Чистый воздух». К 2026 году они должны на 20 % снизить выбросы. Я уверен, что эти показатели будут достигнуты, – подчеркнул он.
Что касается малого и среднего бизнеса, программы снижения выбросов в НМУ у таких предприятий в большинстве случаев отсутствуют, зато имеют место нарушения. Он продемонстрировал ролик, где в один из дней безветрия на строительной площадке для обогрева земли без всякой очистки жгли топливо:
– Начали разбираться с этой ситуацией, выяснилось, что строительные объекты, хотя и относятся к категории 3-го класса опасности, не составляют планов по сокращению выбросов, – обратил внимание министр.
А некоторые коммерческие объекты и вовсе построены с собственными котельными, что, по его мнению, в корне неверно, если здание находится в зоне централизованного теплоснабжения.
В настоящее время в рамках выполнения федерального проекта «Чистый воздух» ВНИИ экологии актуализирует сводные расчеты загрязнения воздуха по Красноярску. Доклад представителя ВНИИ включал информацию не только по стационарным, но и передвижным источникам. Вклад автотранспорта они определили на уровне 5 000 тонн. При этом отметили, что загруженность дорог приводит к аккумуляции выбросов. Директор института экологии и географии СФУ Руслан Шарафутдинов более подробно остановился на перечне веществ, обнаруженных вдоль автомагистралей. Низкое качество топлива, изнашиваемые колодки приводят к загрязнению сплавами меди и цинка, сажей. В качестве одной из мер снижения нагрузки на атмосферу от автотранспорта он предложил повысить контроль за техническим осмотром транспортных средств.
Необходимость работы с так называемыми «передвижными источниками выбросов» давно поняли в Москве, однако там пошли по пути развития электротранспорта. Определенная работа в этом направлении ведется и в Красноярске. Например, две крупных энергокомпании Россети и СГК создают в столице края крупнейшую за Уралом сеть электрозарядных станций. Пока количество электрокаров в регионе невелико, однако стимулирующие меры по их приобретению, которые разработаны Минпромторгом и действуют сегодня даже на грузовой транспорт, рано или поздно достигнут цели. Выступая на совете, директор Енисейского филиала СГК Олег Петров рассказал и о других результатах работы компании в направлении экологии:
– Что касается наших обязательств по сокращению выбросов, их мы выполнили более чем на 60 %. В этом году построим еще три дополнительных фильтра на Красноярской ТЭЦ-1. Продолжим монтаж нового энергоблока на Красноярской ТЭЦ-3, который значительно сократит нагрузку на ТЭЦ-1. Дальнейшее развитие получит и система мониторинга. Также мы подтверждаем планы по закрытию в этом году минимум двух котельных, которыми завершим программу по замещению неэффективных котельных в Красноярске, изначально включавшую 35 объектов.
Однако чаще других источников дискуссия возвращалась к обсуждению частного сектора. Это одна из болевых точек Красноярска, его пригородов и Минусинска, где экологическая ситуация гораздо сложнее, чем в столице края.
– Сравнили загрязнение в течение 5 лет по поселку Минино и Красноярску. Загрязнение в Минино больше… Есть графики и по Дрокино, и по другим населенным пунктам. У них ситуация ужасная из-за печного отопления. Это наглядно показывает, насколько печное отопление влияет на качество воздуха. Именно оно дает высокий уровень загрязнения, в том числе по бензапирену, – поделился результатами научных исследований профессор Института вычислительного моделирования СО РАН Валерий Заворуев.
Яркий пример воздействия частного сектора на атмосферный воздух – город Минусинск, где нет крупных производств, зато 90 % застройки составляет частный сектор.
– В зимний период у нас всегда превышение по бензапирену в 20—30 раз. А видимый спектр – это зола от частного сектора, – рассказал глава города Андрей Первухин.
В качестве пути решения проблемы Валерий Заворуев предложил переводить частный сектор электроотопление. Подчеркнув, что вопрос, скорее, не технический, а организационный. Край энергоизбыточен, и при доступной стоимости электроэнергии жители частного сектора сами захотят перейти на этот вид отопления. Того же мнения придерживается и депутат Законодательного собрания Красноярского края Денис Терехов, не первый год выступающий в защиту перевода индивидуальных домов на обогрев электричеством. Аналогичные проекты действуют в Хакасии, Тыве, Бурятии. Красноярск при повышении надежности электросетей также мог бы пойти по этому пути – энергетических мощностей в крае достаточно.
Все предложения участников совета легли на стол губернатору Михаилу Котюкову, а уже через несколько дней последовали и действия. В ходе обсуждения вопросов повышения надежности энергосистемы края с председателем правительства РФ Александром Новаком в Москве глава региона предложил ввести пониженный тариф на электроэнергию для жителей частных домов с электрокотлами в городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух». Ряд других решений не требует вмешательства федерации и будет предпринят на региональном уровне. А работа Общественно-экспертного совета будет продолжена.