В нашей стране до последнего времени дети с инвалидностью могли рассчитывать только на оздоровительный отдых. Санатории, профилактории, лечение – да. Простой лагерь отдыха, в котором можно пообщаться со сверстниками, – нет, условий для этого не было. В Красноярском крае вот уже три года существуют семейные инклюзивные лагеря, которые позволили разрушить барьеры.
Первое слово «мама»
Первый инклюзивный лагерь открылся в нашем регионе в 2013 году. Тогда приехали 38 ребят. А уже в этом августе проект расширился до нескольких территорий (Красноярск, Кежемский и Минусинский районы), собрались уже почти 200 ребятишек. Финансирование последнего лагеря общественное движение «Право на счастье» получило в рамках конкурса «Социальное партнерство во имя развития».
– Тогда в первый раз мы увидели потрясающую динамику у детей – и поняли, насколько это важно, – рассказывает Надежда Болсуновская, председатель общественного движения «Право на счастье». – За четыре дня иногда удается сделать больше, чем специалистам за полгода. У нас была девочка, которая впервые в лагере в семь лет сказала «мама». Или девочка с аутизмом, которая впервые в лагере поняла, что такое общение – что значит вступать в диалог с человеком. На примере театра теней. До этого у нее была речь, но она общалась сама с собой.
Все это – результат комплексной работы: с детьми занимаются педагоги, для родителей проводятся семинары и индивидуальные консультации, но самое главное, что здесь созданы условия для различных безопасных проб, для самовыражения. Театр, детское телевидение, игра на музыкальных инструментах, рисование светом, нейрогимнастика, хоккей на траве… Хоккей появился в лагере, можно сказать, случайно: дедушка одного из ребят из Кодинска – тренер по файерболу, и именно он предложил освоить и этот вид спорта.
– Мы делали инклюзивный турнир по файерболу, где вместе играли дети с инвалидностью, мамы, обычные дети, – рассказывает Надежда. – После турнира в Минусинске ко мне подошел директор спортивного центра «Южный», теперь они будут развивать инклюзивное направление. Хотят сделать свой сенсорный зал.
И это – еще один результат работы лагеря: в территориях он становится толчком для развития социальной поддержки. Появляется сообщество родителей и специалистов, которые будут заниматься инклюзивным образованием дальше.
Шагнуть за пределы
Первые годы инклюзивный лагерь был только в Красноярске, но со временем о нем узнавало все больше родителей. В прошлом году в Красноярск приехали семьи из Минусинского района и специалисты из Кодинска. После окончания лагеря они попросили организовать такой же у них в территориях. В результате в деревне Чадобец Кежемского района лагерь собрал 54 человека из Богучанского и Кежемского районов, в селе Селиваниха Минусинского района были 53 человека не только из южных районов края, но и из Хакасии.
– Наши активные родители становятся кураторами в территориях, – рассказывает Надежда. – Но это не самое важное: мамы меняются. Все мамы. Понимают, как они могут и дальше заниматься со своими детьми: мы специально подбираем занятия так, чтобы потом можно было продолжить самостоятельно. Меняются и мамы ребят без особенностей здоровья: многие из них впервые так близко видели детей с инвалидностью. Говорят, после этого они радикально пересмотрели свои взгляды на жизнь.
Лагерь делает небольшая команда специалистов – 10 человек, в этом году к ним присоединились школьники-волонтеры. Как говорит Надежда Болсуновская, сейчас у нее есть небольшая команда ребят 15–16 лет. Они помогают на занятиях, фотографируют, помогают монтировать видеоролики…
Так постепенно Надежда приближается к своей цели – инклюзивный лагерь все больше похож на обычный подростковый, в котором можно развивать лидерские навыки. Где нет барьеров и все на равных вне зависимости от обстоятельств. А это значит, что такую модель можно будет транслировать абсолютно в любых территориях. И скоро не останется ни одного ребенка, который изолирован от общества только потому, что ему негде отдохнуть летом среди сверстников.
Пока готовился этот текст, в лагере «Зеленые горки» был дан старт очередному лагерю. В него дети с ограниченными возможностями здоровья уже поехали без сопровождения родителей.
С детьми занимаются педагоги-дефектологи, для родителей проводятся семинары, индивидуальные консультации. Но самое главное – здесь созданы условия для различных проб, которые невозможны для этих детей в других местах
Фото: Нина Гринева