Часто приходится слышать: «Христианин, только в храм хожу редко. По праздникам». Январские дни пронизаны церковными торжествами: Рождество Христово, святки, Обрезание Господне, Крещение, Татьянин день. На торжественные литургии в храмы собираются тысячи жаждущих поставить свечу и заказать молебен, попросить у Всевышнего благ для себя и близких, святой водицы зачерпнуть…
Насколько оправданно такое отношение к вере? О взаимодействии церкви и общества и Божьей воле мы беседуем с митрополитом Красноярским и Ачинским ПАНТЕЛЕИМОНОМ.
В поисках силы
– Владыка, во время церковных праздников количество людей в храмах увеличивается. Но многие приходят не на службу, а ради «обрядов»: набрать воды, окунуться в прорубь, чтобы смыть грехи, попросить у Господа: «Дай мне». Как вы относитесь к таким «захожанам» и их потребительскому отношению к Богу?
– Я не согласен с тем, что человек приходит в храм «отметиться». Тайна веры глубоко скрыта в сердцах людей. Вера – признак человека, ищущего подкрепление своим силам, внутренним убеждениям, надеждам. Эти чувства возникают по различным поводам и человеческим требованиям. Есть и желание получить помощь. Меры религиозной веры не существует. Вовсе не означает, что человек, который стоит у престола в ризах с благословенными символами веры – крестом и панагией – наследует Царство Божие. Наследовать его он может только по скрытым от глаз людских, но не скрытых от Господа намерениям. И человек, который раз в год приходит в храм по определенным внутренним позывам, не принадлежащий к церковному обществу, также наследует Царство Божие. Ошибочно и даже преступно, с моей точки зрения, делить людей на «захожан», прихожан, верующих, околоверующих. Это оценочный подход к человеку, входящему в храм. Да, в храм может прийти человек с намерениями оскорбить Бога, но таких немного. Люди по-разному прокладывают дорогу к Богу, ведь главное требование Иисуса Христа к верующему человеку – как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. А слов этой заповеди иногда не помнят даже те, кто фанатично посещает храм. Человека нельзя рассматривать как потребителя духовных качеств Господа, благодати Божьей. Даже если он направляется в церковь получить ведро святой воды в Крещение. Он считает, что таким образом потребляет божественную силу, приобретает защиту.
– Это очень примитивная мера спасения…
– Но она в какой-то момент поможет осознать этим людям, что капля благословенной воды освящает море, одна маленькая свечка зажигает спасение в душе человека, как жертвенное приношение Богу, на всю оставшуюся жизнь. Придет время, и Господь сам откроет его разум. И, конечно, Он завещает нам: не судите, да не судимы будете. Нельзя в праздники, когда в храмы стекаются тысячи людей с разными религиозными чувствами и разными внутренними потребностями, разделять их. Это прерогатива Господа, наше дело – возглашать Его слово.
Я искреннее рад, что в праздники люди приходят в храм – подчас абсолютно невежественные в делах веры и личного спасения. Я знаю, что Бог выше меня – митрополита, выше Папы Римского, выше всего. И тот, кто пришел в храм из любопытства, как в театр, не исключено – уйдет с глубокими внутренними размышлениями и даже страданиями, которые помогут ему принять Христа.
– Как объяснить таким людям, что все дается по вере? Что святая вода автоматически не освободит от болезней и грехов?
– Господь подчеркивает, что верующим удается достигать результатов в области своего быта, бытия и жизни. Будь то здоровье или материальный результат труда. Даже онкологический больной верой достигает выздоровления. Сегодня это не редкость. Я неоднократно слышал свидетельства прихожан нового храма в Успенском мужском монастыре. Сам Господь просвещает сердца. Но прежде чем получить от него какой-то результат, надо себя оценить: «А имею ли я право просить? Не надо ли мне посмотреть себе в сердце – что у меня там? Что душа желает?» И может быть, спросить: «Душа, ты где? Ты еще во мне?» И тогда Дух Божий поможет человеку проанализировать и увидеть себя таковым, как он есть: с одной стороны – могучим и сильным, какими нас воспевают поэты разных эпох, а с другой – слабым и низким, поруганным самим же собой.
Человеческий фактор
– Прошедший год принес немало несчастий – теракты, крушения самолетов унесли тысячи жизней. На все воля Божья?
– Воля Божья в том, чтобы человек в силу данной ему свободы строил свою жизнь и чувствовал ответственность за порученное дело. От деторождения до управления государством. От дворника до президента, от патриарха до привратника-монаха, от мужа до жены. И когда мы руководствуемся данными установлениями, совершаем важные поступки. Теракты и крушения – большая боль. Когда разбился последний самолет в Крыму с этими прекрасными людьми, меня как человека охватила тоска: до каких пор это будет? А эту ситуацию лучше объяснила бы научная формулировка – как теперь принято говорить, «человеческий фактор». Человек иногда превышает собственную волю, знания, инструкцию. И здесь произошла человеческая недоработка. А воля Божья была – чтоб они жили! Ведь нет воли Божьей на широкое использование наркотиков. Нет воли Божьей на бесчинства и войны.
– В Европе и Америке идут странные процессы с точки зрения не только православной, но и обычной морали. Однополые браки регистрируются официально. Представители секс-меньшинств признаются чуть ли не лучшей частью общества. Вернемся ли к нормальным моральным принципам? Или мы, действительно, семимильными шагами приближаемся к концу света, как пророчат некоторые?
– Ад не дремлет, он изобретает «елочные игрушки», которые блестят, сверкают и творят вред человеку. Если их разбить, можно пораниться. И грех, отсутствие морали уже приняты на государственном уровне в мировом масштабе. Россия еще как-то противостоит этому. Но постепенно сдается и она. Раньше мы не знали об однополых браках, не слышали нецензурной брани в таком количестве, наши бабушки массово не употребляли алкоголь и табак. Этот ком на скорости ворвался в нашу жизнь. Но когда обвиняем в этом Запад, Америку, то свою ответственность перелагаем на чужие плечи. Нам дана воля противостоять, а не поощрять. В советское время было дико давать взятку врачу – он не брал. А сейчас это страшное явление стало для нас привычным. Это мирская, социальная, политическая жизнь, но своими корнями она уходит в духовное состояние человека. Пока не было наркомании, свободного сексуального развлечения, не было и ВИЧ-заболеваний, СПИДа. Все болезни, вирусы – Божье оружие. Это предупреждение нам: сохраняй себя, как сад. А когда человек увлечен таким греховным состоянием, он теряет возможность создания высоких вещей, достижения качественных результатов.
– Мы гибнем?
– Если бы не было верующих людей, земля давно бы не существовала. Миллионы христиан – православных, католиков, протестантов – это наши национальные квартиры в одном доме. Это сила Божья. Всех слышит Бог – и исповедующих ислам, и язычников, что просят для человеческого общества мира, работают над собой. Апокалипсис все время рядом, нависает над нами. Я слушал американского аналитика, который честно признался: Америка готовится к войне, наращивает вооружение. Мир спасут только верующие, которые поймут друг друга. Сегодня мы – православные, протестанты, католики – разделены различными богословскими подходами, ценностями, постулатами, догматами, но в ключевых вопросах едины. Мы не слушаем друг друга. Но придет время – услышим. Ответственность верующих людей всей земли, всех религий – сохранить жизнь на триллиарды лет.
Прежде нужно накормить
– В «НКК» обращался представитель «Православного общества инвалидов», как он себя назвал, который жаловался, что епархия не помогает материально. Но задача ли церкви финансировать мирские организации?
– Членов этого общества невозможно собрать вместе, чтобы организовать работу с ними. Но люди с ограниченными возможностями остаются объектом нашего внимания, притяжения и милосердия. Помогаем матерям-одиночкам, женщинам, страдающим от семейного насилия, детям. У нас есть склады: собираем одежду, обувь, продукты, а потом раздаем. Наши сестры милосердия работают в больницах, тюрьмах. Считается, церковь слово Божие должна нести, а иногда нужно просто дать денег на хлеб, помочь, вымыть этого человека, прибраться в квартире. А потом уж говорить о Боге. Хуже всего с деградировавшими алкоголиками и наркоманами. Их не выбросишь – люди же. Люди! Господь их тоже любит. Кормим. Никто церкви на это денег не дает, и слава Богу. У верующих собираем. Наше общество благословенное. Много зла, но добра больше в людях. Дорога к Богу не закрыта.
Фоторепортаж: Верующие Красноярска празднуют Крещение. 19.01.2017