Что имеем – не храним Бережное отношение к ресурсам пока остается на уровне лозунгов

Что имеем – не храним Бережное отношение к ресурсам пока остается на уровне лозунгов

Тасеевский – лесной район. 70 процентов его площади – сосновые боры и кедровники. Когда-то здесь в каждом селе базировался леспромхоз. В конце 1990-х– начале 2000-х они почили в бозе, а несколько лет назад на их месте стали расти частные предприятия. Нынче удалось уговорить предпринимателей не только рубить деревья, но и на месте перерабатывать древесину. Рост экономики – одна сторона медали, парадная. А вот обратная – неприглядная, мусорная. Отходы лесопиления завалили все село Тасеево. Люди живут как на пороховой бочке: брось спичку – вспыхнет пожар.

Когда прекратился визг пил…

Виктория Колмогорова борется со свалкой отходов лесопиления уже не первый год. Одно из перерабатывающих предприятий находится в 30 метрах от ее дома по улице Геологов. Три года назад на нем оживилась работа, через год визг пил прекратился. С тех пор груды горбыля и обрезков стоят нетронутыми. За это время отходы высохли на солнце.

– Не дай бог что случится, мы сгорим. Наш дом ближе всех к этой свалке. А чуть дальше детский сад, много других усадеб, – рассказывает Виктория Колмогорова. – К соседям прямо на крыльцо ветер опилки гонит.

Иногда Виктория видит, что кто-то напиливает горбыль на территории предприятия. Но явно не производственники. Жители Тасеево для себя дрова заготавливают.

Женщина дважды писала в прокуратуру, главе администрации района. В ответ – «возбуждено дело об административном правонарушении». Время идет, но ничего не меняется. Горы сухой древесины так и высятся рядом с жильем.

– Там уже ограду разломали, ходят непонятно какие люди, окурок могут бросить, – сетует жительница улицы Геологов. – А глава администрации на наши обращения только руками разводит: «Ничего не можем сделать, не в нашей компетенции».

Опилочный путь

ООО «Сибирь», которому и принадлежала некогда база с отходами, не единственное лесоперерабатывающее предприятие в Тасеево. На наш беглый взгляд, как минимум пять частников экспериментируют с деревом – местные и приезжие.

– Вот здесь работали китайцы, да так все и оставили, а вот это предприятие выкупили лесосибирцы, – показывают нам тасеевцы.

За каждым забором – груды не только готового стройматериала, но и отходов. Видно, что вывозить опилки и обрезки предприниматели не торопятся.

Дорогу рядом с переулком Дорожным, которая примыкает к ООО «Каменское», можно назвать главной «достопримечательностью» Тасеево. Проложена она в густом лесу, до революции выходила на Казачинский тракт, который еще называли Екатерининским. По ней вели в Тасеево кандальников. Теперь здесь большая свалка опилок. От уровня проселочной проезжей части полотно поднимается на полтора-два метра. Только ступишь – ноги проваливаются в мягкие сырые отходы. Проехать по ней невозможно, да и пройти решишься не более пары метров – засасывает опилочная трясина.

– Это они так свою технологическую дорогу отсыпали, – поясняет нам глава Тасеевского района Олег Никаноров, имея в виду ООО «Каменское». – С грязью борются. Конечно, ничего хорошего в этом нет. У нас есть земельный контроль, система штрафов. Но я не сторонник того, чтобы наказывать предприятия. Мы их три года убеждали: не вывози круглый лес, пили здесь, а сейчас перекрываем воздух? Надо что-то предложить взамен. Уже собирали предпринимателей, говорили: давайте процесс урегулируем. Ситуация усложняется из-за того, что сыплют они на своей территории. Начали работу по оформлению площадок временного складирования производственных отходов.

Выбор у деревообработчиков Тасеево есть. В границах населенного пункта находится официальная свалка, и некоторые предприниматели заключили договор с арендатором полигона. Но глава понимает: большинству предпринимателей проще вывалить отходы в ближайшем лесу, чем платить деньги за утилизацию.

Кто – неизвестно

– Вас ввели в заблуждение. Мы у себя под носом отходы не валим! – опроверг слова главы района один из новых собственников ООО «Каменское» Владимир. – Когда приобрели предприятие, эта свалка уже была. Несколько раз ходил к главе: до ужасающего состояния довели территорию! А мы в Тасеево не пилим, только заготавливаем, у нас опилок нет, возим лес в Канск.

Кто ссыпает отходы в переулке Дорожном – неизвестно. Вокруг несколько деревоперерабатывающих цехов. За руку никого не поймали.

По запросу газеты «Наш Красноярский край» сразу три контрольно-надзорных ведомства – прокуратура, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю и министерство природных ресурсов и экологии – провели проверки в Тасеево. В результате подтвердили: свалка в лесу действительно есть. И нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Правда, никто из тасеевцев на нее в перечисленные органы не жаловался…

Очистить по суду!

Савчин.jpgНа запрос «НКК» прокурор края Михаил Савчин ответил: «Обращение Виктории Колмогоровой впервые рассматривалось прокуратурой Тасеевского района в июле 2014 года. Проверка установила, что земельный участок, а также производственные помещения базы принадлежат ООО «Сибирь». Выявлены нарушения природоохранного законодательства, а также пожарной безопасности, связанные с незаконным размещением отходов лесопиления. По этим фактам директору ООО «Сибирь» вынесено представление об устранении всех выявленных нарушений, а в отношении самого руководителя возбуждено дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого назначено наказание в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей. ООО «Сибирь» приняло меры по устранению нарушений».

Но новая проверка, инициированная «НКК», вновь выявила факт незаконного размещения отходов лесопиления на той же самой базе. ООО «Сибирь» передало производство ООО «Артэкс». И теперь уже новый собственник должен будет очистить территорию по решению суда: исковое заявление прокуратура Тасеевского района направила 15 октября.

А представление с требованием ликвидировать несанкционированную свалку рядом с переулком Дорожным отправили главе Тасеевского сельсовета: лиц, вываливающих здесь отходы, так и не установили.

А свалки остались

В Главном управлении МЧС России по Красноярскому краю сообщили: в 2015 году в крае снизилось количество возгораний на несанкционированных свалках, в том числе отходов лесопереработки. Если за 10 месяцев 2014 года горело 465 мусорных куч, нынче 322. То есть работа по пресечению нарушений идет и дает результат.

Только в Тасеевском районе за последние три года проводилась масса плановых и неплановых проверок лесных предприятий. В результате за нарушение требований пожарной безопасности к административной ответственности привлечены три юрлица и индивидуальный предприниматель, а также шесть должностных лиц.

«Должностными лицами отделения надзорной деятельности по Тасеевскому и Дзержинскому районам на комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности района неоднократно поднимался вопрос об имеющихся свалках лесопиления на территории села Тасеево, – пишет «НКК» начальник главного управления Евгений Вершинин. – Так, в рамках подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 6 февраля 2015 года главе Тасеевского района Никанорову направлены предложения об утверждении плана мероприятий. Одним из пунктов уборка горючих отходов с территории лесозаготовительных, деревообрабатывающих предприятий, а также с территорий, прилегающих к усадьбам граждан, возложена на глав сельсоветов и руководителей предприятий. 28 мая 2015 года главе Тасеевского района направлялись предложения об установлении особого противопожарного режима на территории Тасеевского сельсовета для проведения внеплановых выездных проверок лесоперерабатывающих предприятий для устранения нарушений требований пожарной безопасности и захламления территорий отходами».

Но свалки так и остались на местах.

Убирать не спешат

В краевом министерстве природных ресурсов и экологии отмечают: несанкционированные свалки возникают в основном на землях неразграниченной государственной собственности (по сути – ничьих). По закону распоряжается ими муниципальный район.

– По результатам проверки в октябре мы направили в суд исковое заявление о понуждении администрации Тасеевского района организовать утилизацию и переработку отходов, – рассказывает начальник отдела экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Анна Водяницкая. – Обычно суд поддерживает министерство. Недавно, например, вынесено решение по аналогичному делу. Мы проводили проверку в Березовском районе, выявили свалку в Есауловском сельсовете. В течение двух месяцев с момента вступления решения суда в силу свалка должна быть ликвидирована.

Начальник отдела минприроды отмечает: несанкционированные свалки – беда Красноярского края. Этим летом экологи выявили их более 700. И, как правило, администрация района или сельсовета не убирает отходы, пока не вмешается надзорный орган. Хотя по закону администрация должна следить за порядком на своей территории, а сами предприятия прежде, чем начинать работу, – продумать сбор и вывоз отходов. Даже на своей территории складирование опилок не допускается.

Комментарий

Толоконский Губернатор Красноярского края Виктор ТОЛОКОНСКИЙ на совещании в Тасеевском районе очень жестко прокомментировал ситуацию с отходами лесопиления:

– Вся лесная отрасль должна знать: никто не станет работать, пока не организует комплексную переработку отходов. В лесном районе, таком, как Тасеевский, должна существовать политика: не только рабочие места и доходы, но и экология. Кто на лесосеке оставит отходы, лишайте леса. И не надо наказывать смешными штрафами! Введите правило: кто не вывозит опилки, тот не работает.

С 2016 года в бюджет края закладываются субсидии районам на организацию новых производств. На эти средства можно развивать пеллетное производство. Стокгольм красноярскими пеллетами топится, а у нас лесной район – электричеством!

Вредная органика

В федеральном классификационном каталоге отходы лесопиления в зависимости от того, свежие они или нет, делятся на несколько классов. Наибольшую опасность представляет IV класс. Они токсичные – выделяют формальдегид и фенол. Из-за этого в сосняке пропадает растительность. У человека может развиться аллергия или даже рак носоглотки. Кроме того, на гниение и горение опилки поглощают огромное количество кислорода, а почвенные бактерии «съедают» практически весь азот из грунта, обедняя его. Свежая древесная стружка изобилует вредными для растительности веществами. Например, смолами.

Технология против свалок

Индивидуальный предприниматель с. Тасеево Сергей Буев считает: очистить село от опилочных свалок под силу местным бизнесменам. Для этого необходимо расширить пеллетное производство и все бюджетные учреждения перевести на отопление экологически чистыми гранулами.

Не для себя, для всех

БуевВ Тасеево второй год действует производство пеллет. Сергей Буев, у которого несколько магазинов, сначала думал: будет обеспечивать топливом свои объекты. А сейчас выдает пять тысяч тонн в смену.

– Я когда начал строить дом, подумал о своем будущем: состарюсь – дрова пилить, уголь таскать тяжело. Прочитал в Интернете про пеллетные котлы и заинтересовался. Купил, – рассказывает индивидуальный предприниматель. – Сначала топливо в Красноярске покупал, а потом решил сам производить. Приобрел маленький китайский гранулятор и открыл цех.

Главное правило производства пеллет – опилки должны быть сухими. Только из таких при прессовке выделяются смолы, склеивающие россыпь в гранулы. В Тасеево действует мебельный цех, который выдает отходы нужного качества. Сергей Анатольевич заключил договор с соседями, и те стали привозить Буеву сырье. Затем подтянулись и другие лесопереработчики.

Высушить опилки сложно. Без специального оборудования не обойтись. И, как только появились у Сергея свободные деньги, купил в Нижнем Новгороде барабанную сушилку. Обошлась она недешево – в полтора миллиона рублей.

– В документах заявлено: 500 кг в час сушит, а по факту оказалось 200. Не удовлетворял меня этот результат…

На одной из выставок познакомился с коллегой из Братска. Тот уже давно пеллеты выпускает, линию поставил на 40 тонн в смену – это уже серьезное производство. Братский предприниматель Григорий и рассказал тасеевцу, где оборудование приобрести. Сушилки – не новая технология, существовали они еще в советских колхозах и совхозах. Только там не опилки продували, а витаминную муку. Поездил Буев по окрестным деревням, купил кое-какой металлолом. Все нашел – и сушилку, и гранулятор. Собрал линию, работает.

Сплошная выгода

Пеллеты Основные затраты в производстве пеллет идут на электроэнергию. Остальное – опилки и рабочие руки. В отходах недостатка нет. Местным лесопереработчикам выгоднее сырье Буеву отвезти, чем на полигон. Там за каждую машину нужно 200 рублей выложить. На производство пяти тонн пеллет Сергею требуется пять КамАЗов опилок.

Конечно, можно и больше пеллет за смену выдавать, но тормозит производство отсутствие сбыта. Сергей Буев свой продукт возит в Красноярск – плечо не маленькое, около 350 км. А когда начинал, думал – свой район будет снабжать экологичным и экономичным топливом.

– Хотел, чтобы в Тасеево покупали. Пошел в сельсовет, предлагаю: «Давайте у вас пеллетные котлы поставим». У них помещение 100 квадратов. Кочегары работают, уголь возят. Убедил бывшего главу администрации и за собственные деньги поставил им котел. В тот год бюджет на отопление сельсовета достигал 580 тысяч рублей – зарплата кочегарам, уголь, электроэнергия, налоги. А на пеллетах мы их обогрели за 140 тысяч рублей. Заменили систему отопления и в спортивной школе. Они в тот же год со мной за котел рассчитались.

Со своей идеей перевести бюджетные учреждения на пеллетные котлы Сергей Буев обошел школы в ближайших селах. Не соглашаются – как отчитываться за такую экономию? Да и работников сокращать не хочется. В селе Троицком, например, школа на отопление тратит полтора миллиона в год, трудятся четыре кочегара. А поставь пеллетный котел, мужчинам работы не найти.

– У нас милиция, военкомат электричеством топятся. Четырехэтажная школа в селе Веселом – на котлах и электроэнергии. Бешеные деньги тратятся! – подсчитывает Сергей. – О полученной экономии я и губернатору Красноярского края писал, и президенту…

Буев человек такой – интересно ему все новое, вот и продвигает понравившуюся технологию в родном районе. Готов круглосуточную сервисную службу организовать по обслуживанию пеллетных котлов. Только стоит ли это делать ради двух-трех учреждений?

Кому продать?

Пеллеты – Тасеево от опилок можно избавить, если расширить производство пеллет, – размышляет индивидуальный предприниматель. – Но нужно линию упаковки покупать, погрузчик, склад готовой продукции строить. У меня только половина необходимого оборудования имеется. И самое важное – сбыт наладить.

Сегодня жители лесного района на отсутствие топлива не жалуются. Около каждого дома – кучи горбыля. Говорят, местные лесопильные производства раздают его населению даром. А при обилии дров экономичные гранулы не востребованы…

Справка

Пятые по производству

Альтернативные виды топлива очень популярны во всем мире. Один из них – топливные гранулы (пеллеты). Этот продукт изготавливается из древесных отходов при помощи специализированного оборудования. Пеллеты незаменимы там, где подключение магистрального газа невозможно или слишком дорого. В отличие от дров или топливных брикетов они не требуют постоянного человеческого присутствия рядом с котлом – их сыпучесть позволяет регулировать необходимую подачу топлива.

Сегодня пеллеты признаны самым экологически чистым видом топлива. При сгорании они выделяют в атмосферу такое же количество углерода, сколько получается при естественном гниении древесины. К тому же они не имеют неприятного запаха и не взрывоопасны, в отличие от газа или мазута.

На российском рынке пеллеты появились недавно, но за рубежом применяются с середины XX века. Придумал этот вид топлива голландский предприниматель, у которого было свое лесопильное производство, и он не знал, что делать с отходами.

Древесные гранулы долго оставались предметом интереса только состоятельных владельцев загородных коттеджей, которые не хотели заготавливать дрова. Все изменилось в начале 2000-х: в принятой ЕЭС концепции развития энергобаланса делалась ставка на альтернативные виды топлива, в том числе и на древесное сырье. Некоторые страны Евросоюза начали строить мощные электростанции и котельные, ориентированные на сжигание пеллет. Сегодня древесные гранулы активно потребляются индустрией Великобритании, Швеции, Нидерландов, Дании, Бельгии. А основным поставщиком экологичного топлива в Европу стала Канада. Чуть позже появились предприятия и в Эстонии, Латвии, России. Уже в 2011 году в нашей стране было произведено более 1 млн тонн пеллет. По объемам производства мы заняли пятое место в мире. К сожалению, до сих пор большая часть гранул идет на экспорт.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,
Без рубрики
20 апреля 2024
Фермеров и сельхозкооперативы Красноярского края поддержат грантами и субсидиями
В министерстве сельского хозяйства Красноярского края сообщили, что в этом году продолжится прием заявок на популярные у малых сельхозпроизводителей формы
Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными