В минувшем декабре Северо-Енисейский муниципальный район законом Красноярского края был наделен статусом муниципального округа. Для чего это было сделано?
В конце 2019 – начале 2020 года муниципальные округа были созданы на базе Пировского, Шарыповского и Тюхтетского районов.
В ноябре и декабре прошедшего года статусом муниципальных округов наделены Бирилюсский, Боготольский, Иланский, Козульский и Новоселовский районы.
Сложная ситуация
Само понятие муниципального округа (как вида муниципального образования) было введено федеральным законом не так уж давно – в 2019 году. Тем удивительнее, что за 23 года до этих изменений в нормативных актах страны глава Северо-Енисейского района Ишмурат Гайнутдинов (руководил с 1996 по 2021 год) придумал и внедрил схему муниципального округа под рабочим названием «единое муниципальное образование». И не просто придумал, но и доказал ее эффективность реальным изменением качества жизни и уровня благосостояния местного населения.
А начиналось все так. В середине 90-х годов прошлого века краевые власти поставили перед Ишмуратом Гайнутдиновым, казалось, невыполнимую задачу: поднять с колен когда-то успешный район золотодобычи. К тому времени здесь пришли в упадок ЖКХ, связь, дороги. Практически не велся северный завоз продовольствия и товаров первой необходимости, включая уголь для котельных. Из-за аварийного состояния теплотрасс люди в квартирах спасались обогревателями. Но и это становилось невозможным: ветхие электросети приводили к длительным отключениям электроэнергии.
Ситуация осложнялась еще и тем, что старейшее золотодобывающее предприятие района ОАО «Золото» оказалось развалено. Крупнейшая шахта «Советская» была затоплена с грубыми нарушениями всех норм и проекта консервации. Большинство населения райцентра, работающего на предприятии, осталось без средств к существованию: только в связи с консервацией шахты сократили 480 рабочих мест. Была остановлена работа драг, прекращена добыча, практически остановилась золотоизвлекательная фабрика.
Централизованная система
Чтобы справиться с таким валом проблем, требовались четкая исполнительская дисциплина и единоначалие. У Гайнутдинова рождается идея: создать централизованную систему управления на уровне районной власти, а местные поселковые оставить в качестве подразделений районной администрации. Депутатский корпус при этом формировать на уровне района с включением в него представителей поселков (для учета интересов сельских жителей). Цель – уйти от раздробленности бюджета по поселениям и сконцентрировать бюджетные средства для крупных задач, которые разрозненным бюджетам были не под силу. Предполагалось и сокращение управленческого аппарата на местах – содержать в каждой сельской и поселковой администрации финансиста, бухгалтера и других специалистов становилось уже ненужным.
В 1997 году в уставе района по решению депутатов закрепили норму о том, что «местное самоуправление на территории сельских и поселковых администраций осуществляется районной администрацией». В 1999 году ее дополнили положением о том, что «администрации сельсоветов и поселков района являются территориальными подразделениями администрации района». По сути, это и есть модель единого муниципального образования, при которой отсутствуют органы местной власти в поселках, а местное самоуправление централизовано на районном уровне.
За обновленный устав на районном референдуме проголосовало 77 процентов избирателей при практически 70-процентной явке.
Проверено практикой
Централизация власти в районе сразу позволила организовать единую структуру управления жилищно-коммунальным хозяйством, образованием, учреждениями социально-культурной сферы путем создания единых районных организаций, имеющих свои подразделения по поселкам
А это и экономия на управленческом аппарате, и единый контроль, и отчетность, и оперативность решения задач, и множество других плюсов. Например, маленькая сельская организация не могла себе позволить иметь свою машину, а при централизации на районном уровне автомобиль для экстренных нужд всегда можно предоставить и от другого подразделения или райцентра, причем бесплатно, поскольку это одна организация.
Одновременно были приняты меры по улучшению жизни населения путем восстановления объектов жилищно-коммунальной сферы. Они включали полную замену ветхих теплотрасс в райцентре, реконструкцию канализации, строительство теплотрасс в поселках, реконструкцию и перевод на жидкое топливо всех котельных района, капитальный ремонт электросетей, ремонт и строительство социальных объектов (школ, больниц, клубных и спортивных учреждений), снос ветхого и строительство нового жилья и многое другое.
Так, если в 1996 году доля ветхого и аварийного жилья в районе превышала 60 процентов, то уже к 2010 году она сократилась до 24 процентов. А на момент ухода Ишмурата Гайнутдинова с поста руководителя в 2021 году упала до беспрецедентных 1,7 процента. Доля благоустроенного жилья при этом увеличилась более чем втрое. За период с 1996 по 2021 год в Северо-Енисейском районе было построено 2 194 квартиры.
Таким образом, именно успешный пример функционирования одноуровневой системы местного самоуправления в Северо-Енисейском районе лег в основу предусмотренной в современном федеральном законодательстве модели построения власти на местах.