Что общего у кардиолога и буддийского ламы

Что общего у кардиолога и буддийского ламы

Так сложилось, что профессиональная сторона человеческой жизни, раскрытие героя через его ремесло не стало магистральной темой русской культуры. По сути, большинство центральных персонажей нашей литературной классики – бездельники.

В лучшем случае они служат, в армии или в департаментах, но как-то незаметно, для декорации, дабы не отвлекать читателя от основной, куда более масштабной темы.

Конечно, советский период этот культурный провал восполнил, и даже с лихвой, человек труда стал главным героем не только литературы, но и вообще всех искусств, включая цирк. Были в этом массиве и подлинные шедевры, и грубые поделки, но так или иначе профессиональная тема ушла из нашего искусства вместе с Союзом.

Закладка Пумбы (Драгоценного сосуда) на месте будущего храма. Тува, Чаадан. 2012 год

Правда, ушла не совсем, поэтому каждое возвращение к ней знаменательно.

В числе таких вот интереснейших «рецидивов» можно назвать недавно вышедшую книгу, а скорее фотоальбом, посвященный 10-летию Красноярского федерального кардиоцентра. Текст к ней написал главный врач клиники Валерий Сакович, снимки сделал известный красноярский фотограф, кандидат культурологии Алексей СНЕТКОВ.

Это по-настоящему масштабная работа, сьемки продолжались три года – полнометражные фильмы делают значительно быстрее. Однако для Снеткова кардиологи – далеко не первый проект, поскольку он один из тех фотодокументалистов, который к теме человека труда, раскрытию личности через профессию обращается постоянно на протяжении своей тридцатилетней творческой биографии.

– Алексей Алексеевич, с медицинской темой вы работали, насколько мне известно, не впервые?

– Впервые было очень давно, тридцать лет назад, когда я приехал в Кемерово, совершенно незнакомый мне город, поступать в институт культуры на отделение кино и фотографии. Для экзамена нужно было сделать фоторепортаж, на выполнение задания отводились сутки. Куда идти? Пошел я на станцию скорой помощи, обратился к главврачу – вот, говорю, надо бы мне поснимать… И он разрешил! Сказал: оставайся, дежурь с нами в травматологии.

Так состоялось мое профессиональное знакомство с медициной. Кстати, благодаря которому мне потом удалось познакомиться с целой плеядой замечательных врачей, кардиологов в том числе. Они мне даже подарили сердечный клапан, я носил его всегда с собой вместо брелока. Но главное – уже тогда медицина как тема стала мне чрезвычайно интересна.

Прежде всего потому, что именно там я увидел людей, которые выполняют столь тяжелую работу, но с холодной головой и на высоком профессиональном уровне. Я не мог понять, как можно сохранять спокойствие и действовать четко, когда, скажем, в операционную привозят после аварии даже не человека – какие-то куски человека, и их надо сшивать.

Что же касается нынешнего «кардиологического» проекта, то начался он тоже не вчера, и, в общем-то, прозаически. Пять лет назад ко мне в студию пришли врачи и предложили сделать несколько портретов для Доски почета. Вроде бы самая обычная работа… Но портреты так понравились главврачу Валерию Саковичу, что он предложил мне поснимать в клинике. Я пришел – сначала просто из интереса. Главврач спросил, почему я без камеры, а я ответил, что снимать мне пока нечего, поскольку в кардиологии ничего не смыслю.

Портрет хирурга. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии. Красноярск, 2019 г.

– А надо смыслить?

– Конечно. Иначе увидишь только абстрактных людей в белых халатах, которые непонятно чем занимаются.

Чтобы снять правдиво, нужно хотя бы в общих чертах постичь тот процесс, который происходит перед твоими глазами, понять, какая картинка будет верной именно с точки зрения этой профессии. Сначала я сходил на экскурсию, потом попробовал поснимать…

Ни одного из этих снимков врачам не показал. Но тот первый заход понадобился для того, чтобы осознать, что я готов работать по этой теме. Я уже немного понимал, чем отличается аортокоронарное шунтирование от каких-то других операций, знал, где я буду мешать, а где нет, кроме того, ко мне уже начали привыкать. Точнее, перестали замечать, поэтому я мог работать свободно и осознанно. Но самое главное – появилось внутреннее понимание того, что я снимаю.

– Что именно?

– Не профессию, а человека в профессии. За любым делом стоит человек, который создает новую реальность.

Самое интересное – снимать команду, особенно ту, которая работает слаженно. Здесь и азарт, и отношения внутри коллектива, отношение к пациенту – все это зримо и, повторю, очень интересно для фотографа. В этом случае работалось мне легко, потому что я был сторонним зрителем и старался не мешать.

Кроме того, одно дело – то, что ты видишь, и другое – то, что снимаешь. Например, в ключевой момент операции – запуск сердца – я не снимал само сердце. Есть более важные вещи, на которых нужно сосредоточить внимание, – взгляд хирурга или главврача, который находился тут же, в операционной. Я вижу человека, который на протяжении нескольких часов находится в меганапряжении, он как ежик с иголками внутрь.

Трансплантация сердца. 2019 г.

И наконец – сердце начало биться, наступает миг победы, улыбка торжества… Вот такой едва уловимый момент и надо поймать. А поскольку это командная работа, необходимо не только следить за самим ходом операции, но и видеть всех, кто в ней участвует. Каждый момент – что-то пошло не так, как ожидалось, кто-то вошел в операционную – отражается на каждом из ее участников, и наблюдать это чрезвычайно интересно.

Вообще при операции нет незначимых действий, даже тот, кто помогает врачам надевать халаты, вытирает пот с лица хирурга, делает важное дело. Мне довелось увидеть команды, работающие с бешеным азартом, как игроки, которые стремятся выйти на новый, невероятно сложный уровень – и при этом каждый четко знает, что он делает.

– За те три года съемок у вас сложилось свое представление о том, что такое кардиохирургия вообще, как род человеческой деятельности?

– Самое большое открытие в том, что эти люди понимают свою миссию, но работают без бравады, без киношной гордости оттого, что спасают человеческие жизни. Врач, как я уже говорил, не должен «переживать больного» – иначе можно с ума сойти. Но он должен очень любить то, что делает. Там я убедился, что в любой работе нужен азарт, кураж своего рода – именно это делает работу настоящей.

Утренняя дойка. Поселок Авда

– Хирургия – не единственное дело, которое довелось снимать. То же свойственно и другим профессиям?

– Человек труда, как бы банально это ни звучало, мне чрезвычайно интересен. И не только врачи. Это строители тоннелей, металлурги… Те и другие стали героями моих длительных проектов, и там так же пришлось вникать в основы ремесла, погружаться в специфику.

Очень интересно снимать людей, которые, скажем так, занимаются культом – священнослужителей. Там тоже есть люди, одержимые своим делом. Кстати, кардиологи мне напомнили буддистских лам, их службы, и операция – это своего рода медитация, погружение в то, что другим людям неизвестно, недоступно, выход в какой-то космос…

Понимаете, боксер на ринге не думает, как ему ударить в данный момент, он долгие годы тренируется, чтобы об этом не думать. Но он выходит на ринг с четким пониманием, что надо победить.

И священники, и хирурги имеют то же понимание – они должны победить, изменить что-то, только уже на другом, более тонком уровне. То же можно сказать о работе художника – но настоящего художника: когда наблюдаешь его, видишь главное – он сейчас не здесь, а где-то там, в одному ему известном измерении. Вот этот переход мне всегда хотелось снять.

Жатва. Уярский район. 2019 г.

– Но если подходить с позиции зрелищности, то одно дело снимать работу врачей скорой помощи, полицейских, вулканологов, спасателей, военных… Попробуй снять что-то интересное про бухгалтера.

– Зрелищность для фотографа, конечно, определяющий фактор. Но есть жанровая фотография – отражение жизни, в которой вроде бы ничего не происходит. Вот сидят, разговаривают два человека – попробуй снять их так, чтобы зритель понял, кто эти люди и о чем они говорят. Чрезвычайно сложная задача! Год назад начал снимать очень обширную тему – доярок. Какое откровение там, в коровнике, можно найти? Но я ищу, оно обязательно должно быть…

Или пекари. Пекарня – невероятно интересное пространство. Мы живем в век умных машин, но сегодня людям интересны простые человеческие эмоции – то, чего машине не дано.

Человек труда для меня тот, кто вкладывает в свою работу душу, его никогда и никакой робот не заменит. Даже если коров доят при помощи машин, то все равно они полностью человека не вытеснят, очень многое будет зависеть от человеческой энергетики, и это каким-то неуловимым образом сказывается на результате.

Простой деревенский хлеб, сделанный вручную, с заводским не сравнится, как и вообще любая вещь, которая несет в себе отражение личности, – она и стоит дороже сошедшей с конвейера. Вот это отражение души, личности трудящегося человека и составляет мой главный профессиональный интерес.

В сельской пекарне. Поселок Авда. 2019 г.

 

Байкал. Починка сетей. 2011 г.

Ванкор. Апрель 2009 г.

 

 

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня