10 января в православии чтят память 20 тысяч Никомидийских мучеников. По церковному преданию эти христиане приняли смерть за веру в начале IV века при римском императоре Максимиане Галерии, сгорев в храме.
Массовые гонения на христиан начал еще предшественник Максимиана, Диоклетиан. Его мало волновали постулаты новой веры, но он считал, что она нарушает дисциплину и сплоченность отрядов, когда часть воинов отказываются вместе со всеми приносить жертвы языческим богам.
Эпоха правления Диоклетиана это уже период заката Римской империи, когда на ее границах шли столкновения с соседями, а внутри вспыхивали восстания и только жесткие меры удерживали единое государство.
В конце своего правления Диоклетиан еще усилил гонения на христиан, уже считая, что новая религия разрушает идеологические основания империи. Император издал указ о разрушении христианских храмов, изъятии церковных книг и святынь, обращении христиан в язычники.
Дело своего предшественника и друга продолжил император Максимиан. Прибыв в 304 году из победоносного похода с военными трофеями в Никомидию (город основной императорской резиденции на востоке при императорах Диоклетиане и Максимиане Галерии), он потребовал от жителей, чтобы все они воздали хвалу римским богам, причем всякому, кто откажется повиноваться, грозила смерть.
А епископ Никомидийский Анфим в те дни, в преддверии праздника Рождества, собрал свою паству в городском христианском соборе. Императорские войска окружили храм, обложили его дровами, а перед входом поставили языческий жертвенник. Христианам объявили, что тот, кто принесет жертву римским богам, будет освобожден, остальные — сожжены.
Никто из собравшихся не вышел, а епископ Анфим, пока солдаты поджигали здание, успел крестить всех оглашенных, готовившихся к таинству, отслужить Божественную литургию и причастить свою паству. Храм, гласит церковное предание, оставался во власти огня в течение пяти дней, в нем сгорели 20 тысяч мучеников.
Историки не подтверждают сведений о таком большом бедствии, считая, что предание сформировалось в более поздние времена и что оно основано не на точных исторических фактах, а на обобщенных данных и тенденциях. Документы же свидетельствуют о том, что мученическую смерть в те годы, действительно, приняли тысячи христиан. При этом случаи массовых казней были не редкостью.
10 января, кроме того, чтят память также пострадавших в Никомидии: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мучениц Агафии, Домны, Феофилы и иных, апостола от 70 Никанора.
Также православная церковь чтит в этот день память преподобных Игнатия Ломского, Ярославского, Корнилия Крыпецкого, священномучеников Никодима, епископа Белгородского и Аркадия диакона, Александра пресвитера, Феоктиста, Леонида, Николая пресвитеров, Арефы и Александра пресвитеров.
Поста нет.