22 января православная церковь чтит память святителя Филиппа, митрополита Московского. Его почитают и как человека, много сделавшего для церкви, и как чудотворца.
Святитель Филипп, в миру Феодор, родился в 1507 году в семье знатного боярина Степана Колычева, занимавшего видное место при дворе государя Василия III.
Мать Феодора, Варвара, была глубоко верующей, окончила свои дни в иночестве с именем Варсонофия. Юный Феодор очень любил читать Священное Писание и святоотеческие книги, по которым тогда шло обучение.
Ему благоволил Василий III, будущий царь Иоанн Васильевич в юности был искренне привязан к Феодору. Перед молодым Колычевым открывались блестящие перспективы на государевой службе. Однако сам он все больше стремился к молитвенному уединению, избегая обычных для сверстников забав.
На одной из литургий летом 1537 года его особенно взволновали слова Иисуса Христа: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 4, 24).
Эта цитата из Священного Писания решила его дальнейшую судьбу. Переодевшись в простую одежду, юноша тайно покинул Москву. Жажда духовного подвига привела его в Соловецкий монастырь. Пройдя через самые трудные послушания, спустя полтора года он принял постриг с именем Филипп.
Он и после этого не чурался никакой трудной работы, сочетая ее с деланием непрестанной молитвы. Он первым приходил на службу в храм и последним выходил из него. По благословению игумена, иногда уходил в пустынное уединение.
В 1546 году Филипп становится игуменом Соловецкой обители и посвящает себя ее духовному возрождению, развитию и прославлению основателей — преподобных Савватия и Зосимы. Разыскал образ Божией Матери Одигитрии, который был принесен на остров преподобным Савватием, каменный крест, стоявший перед его кельей. Были найдены молодым игуменом и другие святыни, относящиеся к основателям монастыря.
По его настоянию озера на острове были соединены каналами, топкие места осушены и превращены в сенокосы, появились дороги в непроходимых до того местах, устроены скотный двор и обновлены соляные варницы, воздвигнуты больница и новые храмы.
На острове были также учреждены скиты и пустыни, в одну из которых игумен и сам время от времени удалялся. Он написал для монастыря новый устав, в котором запрещалась праздность.
Но Иван IV призвал соловецкого игумена в Москву, чтобы возложить на него бремя предстоятеля Русской Церкви. Царю нужен был духовник и надежный советник.
Святитель долго отказывался от сана. Он видел, к чему ведет опричнина, понимал, что от государственных дел устраниться не получится и чем грозит вмешательство в них.
Сошлись с царем на том, что Филипп будет опорой государю, но не станет вмешиваться в дела опричнины и управления. 25 июля 1566 года Филипп был посвящен в митрополиты.
Однако вскоре, когда прокатилась волна казней в 1567—1568 годах, ему все равно пришлось выступить против действий Ивана Грозного. Филипп попытался защитить осужденных. Результата это не принесло, но послужило разрыву.
Когда же в 1568 году святитель Филипп отказался благословить царя и на службе в храме начал обличать беззакония опричников, фактически он подписал себе приговор.
Митрополита, который объявил, что готов добровольно сложить с себя сан, подвергли соборному суду, на котором лжесвидетели обвинили его во множестве мнимых преступлений, включая колдовство. Филиппа приговорили к пожизненному заточению.
Несмотря на уже состоявшийся суд и его решение, святителя заставили служить Литургию в Успенском соборе. В середине службы в храм ворвались опричники, принародно сорвали с Филиппа архиерейское облачение, одели в рубище и грубо вытолкали из храма.
Его долго держали в оковах и цепях в подвалах московских монастырей, куда к чудотворцу стекался народ. 23 декабря 1569 года Малюта Скуратов задушил старца.
За три дня до кончины святитель предвидел ее и по церковному преданию, когда опричник явился и просил благословения царю, сказал: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел».
Также 22 января продолжается попразднство Богоявления. Чтят в этот день и пророка Самея, мученика Полиевкта, святителя Петра, епископа Севастии Армянской, преподобных Евстратия чудотворца, Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца, священномученика Павла пресвитера.
22 января в этом году – среда, постный день, но разрешается рыба.



