Сейчас, когда все чаще письменное общение сводится к обмену бессмысленными «аффтаржжот» и смайликами, эпистолярное искусство становится навыком, которым владеют немногие. В студии детского литературного творчества Советского района Красноярска «Слово» школьников учат рассказывать о своих впечатлениях, делиться эмоциями, наблюдать за окружающим миром и чувствовать красоту родного языка.
«Весенняя капель – это промоченные ноги, когда все тает. Весной, когда мы приходим домой промокшими, нас ругают мамы – боятся, что мы заболеем. Весной мы прыгаем по лужам. Тепло, светит солнышко, все зеленеет, и приходит радостное настроение!» Это отрывок из небольшого эссе на тему «Весенняя капель», которое ученик из студии «Слово» написал буквально за несколько минут. Кажется, рассказывает оно о совсем простых вещах простым языком. Но даже этот небольшой отрывок передает особенную атмосферу – весны, радости, обновления.
А один из воспитанников студии сочинил стихи на заданную тему:
Мы слышим крики радости,
Веселый звон капели,
И светит в небе солнышко
В прекрасный, светлый день.
Как рассказать о своих чувствах в письмах? Написать о чем-то важном, выразить то, что клокочет внутри… Или просто поделиться легким, радостным настроением? Как почувствовать красоту и глубину русского языка, услышать его неповторимую напевность? Каждая из встреч, на которые собираются ребята из нескольких красноярских школ, отвечает на эти вопросы.
Студия «Слово» расположена в школе № 145, но занимаются здесь ребята из разных учебных заведений города. Например, 12-летняя Лиза учится в лицее № 28, но ездит на Взлетку из Центрального района. Все потому, что хочет стать журналистом. Уже сейчас ей нравится писать творческие сочинения, этюды. Недавно она заняла первое место на районной олимпиаде по русскому языку.
– Чаще всего детей приводят родители, иногда с самой простой близкой целью – просят научить писать сочинения или правильно выражать свои мысли, – рассказывает руководитель «Слова» Ольга Акулич. – Но часто для ребят студия становится настоящей отдушиной. Мы не только пишем эссе и сочинения, но и учимся делиться переживаниями, рассказывать о том, что важно и интересно детям.
Студия «Слово» действует уже 16 лет. За это время многие из ребят, которые в ней занимались, окончили филологический факультет, работают журналистами, учителями русского языка и литературы. Например, одна из воспитанниц, Дарья Теречева, сначала была корреспондентом в красноярской телекомпании «Афонтово» (на том самом, первом, легендарном «Афонтово»), а потом и вовсе перебралась в Москву.
У Романа, ученика школы № 145,тоже большие планы и надежды: он собирается выучить английский, уехать учиться за границу. Потом работать юристом или освоить бухгалтерское дело. Занятия в студии «Слово», уверен подросток, помогут стать более успешным.
Гостями «Слова» становились писатели, актеры, журналисты. В разные годы ребята имели возможность пообщаться с красноярским писателем Эдуардом Русаковым, актером театра имени Пушкина Андреем Киндяковым. Работы воспитанников становились победителями многих краевых и городских литературных конкурсов, ученики выступали на радио, бывали на телевидении.
– Конечно, далеко не все из воспитанников стали журналистами или филологами. Кто-то выбрал иной путь, – рассказывает Ольга Акулич.– Однако все, с кем я общаюсь после окончания школы, уверены, что занятия в студии научили их выстраивать коммуникацию, настроили на положительное общение с окружающими, а это важно в любой сфере жизни.
Как понять, одарен ли ваш ребенок?
Наверное, все родители уверены: их ребенок – особенный. И действительно, дети могут быть талантливы в разных сферах. Специалисты отмечают несколько видов одаренности:
– интеллектуальную – склонность к решению сложных задач, гибкость мышления;
– творческую – производство новых;
– академическую – успешность в обучении;
– художественно-изобразительную – развитое чувство прекрасного, отсутствие однообразия в рисунках и элементах;
– музыкальную – определяются самой природой музыки как таковой;
– литературную – наличие богатого словарного запаса, склонность к сочинительству;
– артистическую – наличие живой мимики, жестикуляции;
– математическую – умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы;
– лидерскую – доминирование в личностных отношениях;
– спортивную – энергичность, хорошая координация движений, высокая физическая выносливость.
И если еще совсем недавно психологи записывали в вундеркинды только тех детей, которые проявляли таланты быстро и ярко, то сейчас они судят об одаренности намного осторожнее. Ведь талант далеко не всегда заметен сразу – и в этом убеждал не один пример жизни великих людей (например, Альберт Эйнштейн в детстве учился так плохо, что его считали едва ли не слабоумным).
Поэтому не ждите, пока вашего ребенка кто-то причислит к числу вундеркиндов – дайте возможность проявить ему таланты. Не ограничивайте его какой-то одной сферой, постарайтесь сделать его жизнь максимально полной, яркой и интересной. Малышу интересно абсолютно все – бегать, прыгать, читать, рисовать. Чем больше поводов проявить способности вы дня него создадите, тем больше вероятность, что вы поможете открыть в своем ребенке Божью искру.
Творчество учеников студии «Слово»
Фантазия «Одинокая тучка»
Герман Пестов,7-й класс, школа № 145
Однажды над городом летала тучка. Она была черного-черного цвета от злости. А злилась она не потому, что ее бросили друзья, нет… а потому что у нее их вообще никогда не было!
«Как же мне подружиться с кем-нибудь?» – подумала тучка, и от этой горестной печали в сердце она заплакала.
Вдруг тучка увидела, что все люди внизу стали открывать зонты. Тучка подумала: «Вот, даже люди отвернулись от меня».
Но тут показалось солнышко, улыбнулось и протянуло тучке свой золотой лучик. И сразу мир показался тучке светлей и радостней!
А люди закрывали свои разноцветные зонтики, смотрели на нее вверх и тоже улыбались.
Этюд «Осень»
Максим Александров, 6-й класс, школа № 145
Я постоянно хожу одной и той же дорогой до школы и обратно. Мне кажется, эту дорогу я уже так выучил, что могу ее пройти с закрытыми глазами.
Однажды я отправился на прогулку в школьный двор, где мы договорились встретиться с друзьями.
Повседневная обыденность заслоняла от меня еще ощущение пришедшей осени. Я как-то ее не замечал.
И вот я иду-иду, и в сознание вдруг так отчетливо врывается настойчивый и монотонно повторяющийся хруст из-под ног.
Это падающие листья!..
Лист-хандра, лист-тоска, лист-прощение, лист-расставание.
Да, братцы, пришла ОСЕНЬ.